Много не выторговали

С 1 августа вступил в силу закон о торговле, призванный облегчить жизнь поставщикам сетей. Однако им не удалось добиться более выгодных условий: ритейлеры либо увеличили платежи за рекламу и маркетинг, либо потребовали снижения отпускных цен

С сегодняшнего дня сетям запрещено брать с поставщиков любые бонусы, кроме премии за объем, но и она не может превышать 10%. Ритейлеры также должны укладываться в установленный законом максимальный срок оплаты товара (для продуктов со сроком годности до 10 дней – 10 дней, до 30 дней – 30 дней, более 30 дней – 45 дней), а также раскрывать информацию о правилах работы с поставщиками – либо публиковать на сайте, либо бесплатно предоставлять по запросу в двухнедельный срок.

Как выяснили «Ведомости», многие ритейлеры не успели перезаключить все договоры. Эта работа еще не закончена, но перебоев с поставками не ожидается, говорит представитель X5 Retail Group. В «Седьмом континенте» остался «ряд нерешенных вопросов» примерно по 10% договоров, говорит руководитель пресс-службы ритейлера Влада Баранова. «За несколько дней до вступления закона в силу некоторые поставщики в одностороннем порядке пытаются пересмотреть условия закупок. Наши закупщики находятся в режиме 24-часовых переговоров, но уже очевидно, что подписать все договоры в срок мы не успеем, и не исключаем срыва поставок некоторых категорий продукции», – признается она. Представитель Auchan говорит, что компания перезаключила договоры с 99% поставщиков, а представители «Магнита» и «Копейки» заверили, что новые договоры заключены со всеми контрагентами.

Более выгодных условий поставщики не дождались. «Для нас ничего не изменилось», – утверждают сотрудники нескольких компаний – производителей продуктов питания. «Сети либо требуют снижения отпускной цены на сумму, ранее заложенную в бонусы, либо – подписания дополнительного договора об оказании рекламных и маркетинговых услуг, которого раньше не было», – рассказывает гендиректор ГК «Черемушки», производящей кондитерскую продукцию, Рустам Атаходжаев. Второй вариант вызывает опасения: налоговики, возможно, потребуют доказательств того, что деньги пошли на реальные услуги, в противном случае расходы могут не принять для уменьшения налоговых выплат. «Какие доказательства им предоставлять – не совсем понятно», – беспокоится Атаходжаев. «Платежи «за маркетинг» – это хуже, чем высокий ретробонус, – соглашается еще один поставщик продуктов. – Они не привязаны к объему продаж, а заранее рассчитать эффективность такого промомероприятия невозможно».

Новые договоренности возникают потому, что сети стараются избежать повышения розничных цен, объясняет Олег Гончаров, директор по связям с инвесторами «Магнита». «Наша прибыль и так фиксированна и минимальна. Поэтому мы договариваемся с поставщиками о снижении закупочных цен или других формах сотрудничества», – продолжает он.

Введение максимальных сроков оплаты также не сильно отразится на поставщиках: из договоров, опубликованных на сайтах X5 Retail Group и «Седьмого континента», следует, что за день просрочки ритейлеры готовы платить только 1/360 ставки рефинансирования ЦБ, составляющей 7,75%.