Жизнь после успеха

Едва став мультимиллионером, британский предприниматель Майкл Берч чуть не погиб. Теперь же он вновь полон планов
Bloomberg

Всегда в долгу. Майкл Берч

глава инвестфонда Monkey Inferno. «Я испытываю что-то вроде чувства долга. Мне кажется, настоящий предприниматель всегда хочет, чтобы другие предприниматели добились успеха».

Берч перенес операцию на открытом сердце через девять месяцев после продажи в марте 2008 г. созданной им социальной сети Bebo компании AOL за $850 млн. Давний дефект в работе сердца вдруг стал опасен для жизни. Теперь предприниматель говорит, что это совпадение не случайно.

«Статистика показывает, что некоторые люди умирают очень скоро после выхода на пенсию. Я думаю, мой случай похожий: продажа компании сильно изменила мою жизнь», – говорит 40-летний Берч. Восстановление после операции заняло шесть месяцев. Жена и деловой партнер Берча – Ксочи родила их третьего ребенка вскоре после продажи Bebo, что тоже не дало семье скучать.

Сейчас Берч снова занимается начинающими технологическими компаниями – впервые как инвестор венчурного капитала, включая новую инициативу с Брентом Хоберманом, одним из основателей компании Lastminute.com, и во второй раз в качестве предпринимателя в области технологий со множеством новых идей.

Причины поражения

А Bebo снова попала в новости: AOL продала ее калифорнийской инвесткомпании Criterion Capital Partners. Сумма сделки не разглашается, но она вряд ли составила более $10 млн – ничтожная часть от цены, заплаченной Берчу. Популярность сайта пошла на спад почти сразу после его покупки AOL: по данным компании ComScore, количество пользователей упало с почти 24 млн в июне 2008 г. до 9,2 млн в мае 2010 г. Сравните эти цифры с числом пользователей Facebook, которое приближается к 500 млн.

«Конечно, это низкая цена, но я рад, что сайт продолжит свое существование, а не будет закрыт, – говорит Берч. – Он вызывает у меня отеческие чувства. Но я не из тех, кто оглядывается назад». Именно поэтому Берч никогда не думал о том, чтобы выкупить Bebo обратно: «Я предпочитаю смотреть вперед».

Берч затрудняется определить причину, по которой Bebo не удалось сохранить успех. «Очевидно, момент оказался удачным для нас и не очень – для AOL. Мировая экономика почти развалилась через два или три месяца после сделки, – предполагает он. – Также AOL вскоре сменила генерального директора, а у гендиректоров бывают свои любимые проекты. У сайта просто не было шанса на успех».

Следствия победы

Берч заработал $600 млн на сделке с AOL и теперь планирует использовать большую часть этой суммы на создание новых проектов. «Не многие предприниматели действительно хотят отойти от дел, – объясняет он. – Вы делаете компанию не для того, чтобы просто продать ее и заработать деньги. Вы испытываете огромное удовлетворение, добиваясь чего-то».

Берч открывает в Сан-Франциско собственный инкубатор Monkey Inferno и планирует начать работу над пятью другими проектами. Первый из них – BirthdayAlarm.com – сайт, помогающий людям запоминать даты дней рождения. Берч открыл его почти 10 лет назад, и сайт достиг умеренного успеха с почти 50 млн пользователей и годовой выручкой в размере $4 млн. Этот проект отошел на второй план, когда начала набирать обороты компания Bebo.

Второй проект называется Jolitics, это продвинутый сайт общения для людей, интересующихся политикой, который Берч надеется запустить в течение ближайших нескольких месяцев.

В этих новых предприятиях Берч старается воссоздать условия, в которых формировалась Bebo. Пятеро программистов сидят вокруг стола в офисе без перегородок, что имитирует «кухонные» условия начинающих компаний. Только в этот раз не стоит проблема финансирования.

Берч говорит, что не рассчитывает повторить успех Bebo: «Я не буду переживать, если мы не создадим чего-то, что переплюнет Bebo. Но расстроюсь, если ни одно из предприятий не добьется успеха». Первые три компании, созданные Берчем, разорились, следующие три позволили ему заработать.

Из добрых побуждений

Кроме Monkey Inferno Берч работает с Хоберманом в ProFounders Capital, фонде венчурного капитала, инвестирующем на ранних стадиях в европейские технологические компании. Отчасти это патриотический шаг: Берча беспокоит утечка мозгов в области инноваций в США. «У нас в Британии может родиться великий талант, надо ли отпускать его в Америку? Здесь множество талантливых людей – проблема в том, чтобы убедить их остаться и вырастить крупные компании».

Его слова не лишены иронии, учитывая, что сам он переехал в США – частично под влиянием жены американки – еще до того, как основал Bebo. Штаб-квартира Monkey Inferno тоже будет оставаться в США.

«Мы приобрели пару домов, но я не покупал самолетов или яхт, как это часто бывает. Я заказал себе Jaguar 1965 года выпуска, который сейчас разбирают и переделывают под меня, – решил немного себя побаловать. Когда ты не можешь чего-то себе позволить, ты очень хочешь это получить, а когда можешь – уже не так сильно хочешь».