Аэропорт к Универсиаде

Российские власти разрешили болгарскому «Химимпорту» создать в России две совместные компании – с казанским аэропортом и авиакомпанией «Татарстан». Болгары собираются инвестировать в оба СП суммарно более $70 млн

«Химимпорт»

Холдинговая компания. основной акционер: «Химимпорт инвест АД» (75,2%). финансовые показатели (2009 г.): Активы (на 31 декабря 2009 г.) – $394,6 млн, чистая прибыль – $66,26 млн. Занимается скупкой акций различных промышленных и финансовых компаний, их реструктуризацией и управлением.

Правительственная комиссия по контролю над осуществлением иностранных инвестиций рассматривала одновременно два ходатайства – от министерства земельных и имущественных отношений Татарстана (Республика Татарстан, РТ) и Bulgarian Aviation Group, рассказал «Ведомостям» чиновник Федеральной антимонопольной службы (ФАС). «Министерство просило одобрения на внесение 99,9% акций «Международного аэропорта Казань» (МАК) в уставный капитал «Татарстан-авиа» и 100% акций авиакомпании «Татарстан» в «Татарстан-аэро», а Bulgarian Aviation Group (принадлежит «Химимпорту») – разрешения на приобретение существенных долей в этих компаниях, рассказали «Ведомостям» республиканский чиновник и чиновник ФАС. «Протокол решения правительственной комиссии еще не готов, но Bulgarian Aviation Group станет инвестором татарстанских активов», – сообщил «Ведомостям» замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Асгат Галиахметов. Пока единственным акционером аэропорта и авиакомпании остается министерство земельных и имущественных отношений РТ.

Татарстан сможет создать с Bulgarian Aviation Group два СП: «Татарстан-авиа» будет управлять аэропортом «Казань», а «Татарстан-аэро» – его базовым перевозчиком, авиакомпанией «Татарстан». «Какие доли получат болгары в СП, будет известно после вынесения предписания ФАС. Но сделка сложная», – сказал чиновник ФАС.

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе 17 мая зарегистрировало отчет об эмиссии акций «Татавиа» на 1,5 млрд руб. – минземимущество РТ передало туда 99,9% акций МАК.

Ожидалось, что в июле 50% акций «Татавиа» будет передано Bulgarian Aviation Group, а позднее им перейдет и 50% акций «Татарстан-аэро», но теперь эта схема изменится, говорит источник, близкий к инвесторам. Подробностей он не сообщил.

Стоимость вновь создаваемых компаний – свыше 3 млрд руб. (в этом случае требуется разрешение ФАС на участие иностранного капитала).

Правительство Татарстана выбрало «Химимпорт» стратегическим инвестором в марте 2008 г. перед подачей Казанью повторной заявки на проведение Универсиады-2013. Как признавались татарстанские чиновники, Казань проиграла с первой попытки право на ее проведение в 2011 г. как раз из-за низкого уровня развития аэропорта. Тогда же, в марте, стороны подписали инвестиционный меморандум: «Химимпорт» обязался вложить $50 млн в реконструкцию аэропорта и $20 млн в обновление парка авиакомпании.

Мастер-план реконструкции МАК разработала германская «Фрапорт АГ» (подготовила план реконструкции «Пулково»), рассказывает республиканский чиновник. На первом этапе (до конца 2011 г.) должен быть построен новый терминал 1А пропускной способностью 1,2 млн пассажиров в год (вместо прежнего, сдача – октябрь 2011 г.). Существующий терминал № 1 (до 1 млн человек) снесут на втором этапе (до конца 2012 г.). На его месте будет построен терминал 1В площадью 25 485 кв. м и пропускной способностью 2 млн пассажиров. Подрядчиком терминала 1А выбрана турецкая «Монотек», сообщил недавно избранный член совета директоров аэропорта Владимир Щырбанов, представляющий инвестора. Таким образом, пропускные способности МАК увеличатся к 2013 г. втрое до 3 млн человек.

Аэропорт будет реконструирован не только за счет инвестиций «Химимпорта», сказал «Ведомостям» республиканский чиновник. По его словам, всего в реконструкцию планируется вложить около $150 млн. Он сказал, что татарстанские власти ведут переговоры с Росавиацией о выделении из федерального бюджета в 2012–2015 гг. 5,9 млрд руб.

Инвестиции в МАК могут окупиться через 6–10 лет при условии роста авиаперевозок пассажиров на 10–12% ежегодно, отмечает аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. (Подробнее о планах МАК по пассажироперевозкам см. стр. 16).