Дорога в зону

Правительство решило, чем занять уволенных с «АвтоВАЗа» рабочих, – в Самарской области создадут особую экономическую зону (ОЭЗ) по производству автокомпонентов. Выиграют и иностранные автоконцерны, работающие в России: они смогут повысить уровень локализации
ИТАР-ТАСС

В Самарской области, на территории Ставропольского муниципального района, появится особая экономическая зона промышленно-производственного типа. Соответствующее постановление вчера подписал премьер Владимир Путин. Это позволит диверсифицировать экономику региона, которая сейчас полностью зависит от «АвтоВАЗа», объяснил он.

Зона станет специализироваться на производстве автокомпонентов, проинформировали Путина вице-премьер Игорь Сечин и министр промышленности и торговли Виктор Христенко. Уже подписаны соглашения с 11 потенциальными российскими и иностранными инвесторами, которые готовы вложить до 41 млрд руб., доложил Сечин, большинство проектов в высокой стадии готовности и с 2012 г. начнут работать.

О намерении построить в самарской ОЭЗ завод по производству 4,2 млн автошин в год ранее заявляли «Ростехнологии» и итальянская Pirelli. Представитель госкорпорации вчера отказался от комментариев, однако источник, близкий к ней, подтвердил, что планы в силе. Завод должен принять на работу 1500 человек, в том числе уволенных с «АвтоВАЗа». Работы по сооружению промышленного цеха начнутся в 2011 г., первоначально будут выпускать покрышки только для грузовиков.

Среди других резидентов, с которыми заключены предварительные соглашения, немецкая ZF Lemforder, рассказывает руководитель информационной политики и связей с общественностью аппарата правительства Самарской области Иван Скрыльник. Компания организует в регионе производство модулей шасси, уточняет он. Изготовлять стекла для наземного транспорта собирается НПО «Сигма», продолжает Скрыльник, а группа «Химэкс» – легковые коммерческие грузовики. Работать в ОЭЗ также будут холдинг «РТ-машиностроение» и ЗАО «Полад», первая компания займется производством энергосберегающей электромашиностроительной продукции, вторая – сменных многогранных пластин из порошкового металла, добавляет он.

Список инвесторов не окончательный, предупреждает чиновник Минпромторга, большинство дали предварительное согласие, ТЭО проектов они готовы заказать только теперь, когда подписано постановление. В ближайшее время Минэкономразвития определит условия допуска компаний к работе в ОЭЗ и только затем самарские власти представят список резидентов, объясняет собеседник «Ведомостей». В Липецкой области и Татарстане их перечень с момента объявления о планах создать ОЭЗ до ее открытия почти полностью изменился, вспоминает исполнительный директор компании «ФОК» Моисей Фурщик.

Резиденты получают преференции: налог на прибыль – 15,5 вместо 20%, на пять лет обнуляется транспортный и земельный налоги, не платится налог на имущество. При ввозе оборудования иностранцы не тратятся на НДС и пошлины. Льготы позволяют снизить издержки инвестора до 30%, отмечается на сайте Минэкономразвития. Но главное – готовая инфраструктура, убеждал премьера Сечин. Из федерального бюджета на нее потратят 7,2 млрд руб., из регионального и муниципального – еще не менее 774 млн руб., следует из постановления.

Автопроизводители довольны. «Соллерс» запустил глобальный проект с Fiat, который предусматривает выпуск не менее 300 000 автомобилей в год, напоминает представитель компании Зоя Каика, часть автокомпонентов планируется закупать именно в Самарской области. Это позволит добиться локализации свыше 60% по большинству выпускаемых моделей, обещает Каика. Volkswagen (VW) хочет привлечь в Россию своих международных поставщиков, ищет и российских, сказали в пресс-службе компании. Зона в Самарской области находится поблизости от нескольких автозаводов, что позволит поставщикам оптимизировать издержки, признает представитель компании Юлия Каулина, однако VW заинтересована, чтобы поставщики были размещены поблизости от его производства, например в калужском технопарке «Грабцево». Nissan ищет поставщиков для своего завода в Санкт-Петербурге и открыта для переговоров со всеми, сказал представитель компании. Покупать автокомпоненты планирует и «Рено-АвтоВАЗ», сказал Христенко.

Производство автокомпонентов – самое слабое место отечественного автопрома, поддерживает решение правительства Владимир Видулов из JATO Dynamics. К тому же в регионе много квалифицированных кадров, которые из-за проблем на «АвтоВАЗе» зачастую не могут найти работу, добавляет он. На «АвтоВАЗе» сейчас работает около 71 000 человек, до кризиса было 102 000, рассказывает его представитель. Комментировать открытие ОЭЗ он отказался. Проект в первую очередь выгоден иностранным автоконцернам, считает Фурщик: «Без него повысить локализацию производства, как требует правительство, было бы трудно».