Новинки книжных развалов


iКона. Стiв Джобс

Джеффри Янг, Вильям Саймон

М.: Эксмо, 2010. 464 с.

Номерные знаки автомобилей двух легенд американского бизнеса отражают их жизненное кредо: у Баффетта синий Lincoln Town Car с надписью Thrifty («Бережливый»), а у Джобса серебристый BMW со словом next. «Когда Стива вышвырнули из Apple, он думал, что все волшебство компании – в ее аппаратных средствах, – пишут Джеффри Янг и Вильям Саймон. – Поэтому он попытался построить свою новую империю (NeXT) вокруг выпуска нового компьютера и купил еще одну компанию (Pixar), тоже знаменитую своим программным обеспечением <...> Когда Стив вернулся в Apple , стержнем ее деятельности было не «железо» и не программные продукты, а то, что можно сделать с их помощью».

Стержень внутреннего мира и управленческого стиля Джобса – дзен-буддизм, который он начал изучать «за год до основания Apple». Его учитель Кобин Чино «стал официальным «роши» (наставником) второй компании Джобса – NeXT, а еще через некоторое время руководил церемонией бракосочетания Стива с его супругой». «У мастера дзен был свой секрет – способность отвечать на вопросы моментально, сообщая первую пришедшую на ум мысль, какой бы она ни была, – пишут авторы. – Такая манера общаться сделалась привычкой Стива на всю оставшуюся жизнь». Быть может, эта манера и сделала его гуру? Один из коллег поведал однажды: «Стив обладает почти пугающей способностью видеть перспективу. Когда он верит во что-то, сила его предвидения может буквально смести с его пути все возражения, проблемы и препятствия. Они просто исчезают». И еще, как отмечают авторы, «Стив – поразительный докладчик, способный привлечь внимание аудитории и полностью очаровать ее. Зная, что он делает это без заметок, без репетиций, без телесуфлера, можно с уверенностью утверждать: вы присутствуете при совершении магического действа».

Вряд ли вся книга заворожит внимательного читателя: в погоне за объемом авторы периодически забывают про главного героя, так и не объяснив, например, почему операционный менеджмент «всегда был одним из самых сильных преимуществ Стива», отчего его страсть «к безукоризненному выполнению всех операций (даже там, где это остается незамеченным) маниакальна». Читателю придется самостоятельно выуживать фрагменты, помогающие понять уникальную бизнес-модель детища Джобса – скажем, этот: «Сегмент рынка Apple последних двух десятков лет – именно тот сегмент, в рамках которого происходит слияние рынков компьютерных технологий и потребительской электроники, – сказал он в одном из интервью. – Следовательно, нам нет нужды переходить реку, чтобы добраться до другого берега – напротив, нужный нам берег сам приближается к нам». Но вряд ли Джобс благодушно плывет по течению, ведь и в детстве его частенько «временно исключали из школы за плохое поведение и невыполнение домашних заданий – он наотрез отказывался делать те задания, которые считал напрасной тратой времени».