Поезда пойдут на взлет

«Новапорт» Романа Троценко готов инвестировать в строительство железнодорожного вокзала в новосибирском аэропорту «Толмачево», чтобы увеличить пассажиропоток в нем

До конца 2010 г. «Новапорт», правительство Новосибирской области и РЖД планируют подписать соглашение о строительстве транспортного комплекса в «Толмачево», который будет включать в себя железнодорожный вокзал, сообщил в субботу владелец «Новапорта» (контролирует 38% «Толмачево») Роман Троценко. Он оценил инвестиции в строительство железнодорожного вокзала в «Толмачево» в 500–600 млн руб. (эти траты возьмет на себя «Новапорт»), в строительство автомобильных развязок – в 1 млрд руб. (вложится область), в строительство железнодорожных путей и покупку подвижного состава – в 5 млрд руб. (траты РЖД).

С аэропортового вокзала планируется организовать скоростное движение до вокзала Новосибирск-Главный и до соседних центров регионов – Омска, Барнаула, Томска, Кемерова. По расчетам Троценко, за первые пять лет после реализации проекта пассажиропоток в «Толмачево» увеличится до 5 млн человек в год (в 2009 г. он составил 1,8 млн человек, см. диаграмму).

Проект будет реализован в течение 3,5–4 лет и будет «долгоокупаемым», признал Троценко: «[Президенту РЖД] Владимиру Якунину нужно на это решиться». По словам Троценко, идею создания такого комплекса уже одобрил полпред в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский, с которым он встретился в субботу. Пресс-секретарь полпреда Любовь Шальнева подтвердила, что Толоконский и Троценко провели встречу, но не смогла прокомментировать ее итоги. Сотрудник РЖД сказал, что проект существует, но вопрос его реализации еще не решен. В пятницу на IX Международном инвестиционном форуме в Сочи Якунин представил премьеру Владимиру Путину план развития скоростного сообщения в Сибири, проинформировал «Интерфакс».

«Проект был задуман Виктором Толоконским, когда тот еще был губернатором (ушел с этого поста 9 сентября. – «Ведомости»), и необходим для развития региона», – говорит и. о. министра экономического развития области Алексей Струков. Регион окажет частному инвестору поддержку в виде налоговых льгот и субсидий и вложится в необходимую инфраструктуру, обещает чиновник.

Экспрессы до аэропорта помогут вновь ввести ранее отмененные скоростные рейсы, считает председатель комитета заксобрания области по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков. В марте 2010 г. местный оператор пригородных электропоездов «Экспресс-пригород» (51% – у РЖД, 46% – у департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, 3% – у департамента земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска) отменил скоростные поезда Новосибирск – Барнаул, Новосибирск – Томск и Новосибирск – Кемерово из-за их убыточности.

Наличие экспрессов до «Толмачево» даже из соседних городов не будет играть решающей роли для увеличения пассажиропотока, он продолжит расти «естественным образом», а его рост в 5–10% в год уже хороший показатель, говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.

Большее значение будет иметь сервис – например, сквозная регистрация багажа в городе, откуда вылетает пассажир, соглашается руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но даже в этом случае пассажирооборот «Толмачево» до 5 млн человек в год вряд ли вырастет, для достижения этих показателей новосибирскому аэропорту важнее увеличение числа транзитных пассажиров, считает эксперт.