Взлетный долгострой

Новосибирский аэропорт «Толмачево» наконец ввел вторую взлетно-посадочную полосу (ВПП), которую строил более 20 лет, и теперь рассчитывает на рост пассажиропотока
А.Воробьев

В субботу в 9.00 вторая ВПП приняла первый пассажирский рейс Москва – Новосибирск авиакомпании «Аэрофлот». «В это время из-за густого тумана первая ВПП была закрыта, а вторая полоса работала», – порадовался генеральный директор аэропорта Александр Бородин. «Толмачево» стало шестым аэропортом в РФ с двумя ВПП (после трех московских, «Пулково» и екатеринбургского «Кольцово»), строительство второй полосы длилось 23 года (см. врез).

ОАО «Аэропорт «Толмачево»

Акционеры: государство (51%), ООО «Новапорт» (38%). Финансовые показатели (шесть месяцев 2010 г., РСБУ): выручка – 1,42 млрд руб., чистая прибыль – 131,46 млн руб.

Новая ВПП, по данным аэропорта, сертифицирована по II категории ИКАО и позволяет принимать все типы воздушных судов без ограничений по взлетной массе и при отсутствии видимости на расстоянии до 600 м. Новая полоса, как и первая (сдана в 1957 г.), имеет длину 3,6 км, но ее покрытие выполнено из бетона, а не из асфальтобетона.

«Ввод этой полосы дает возможность транзитным самолетам из Европы и США делать при необходимости вынужденную посадку, так как раньше от Москвы до Хабаровска в России не было возможности обеспечить транзитные полеты больших самолетов типа B-787 и в будущем – А-350», – сказал на церемонии открытия полосы министр транспорта РФ Игорь Левитин. По данным аэропорта, его пропускная способность увеличилась вдвое, до 40 взлет-посадок в час.

Пассажирооборот «Толмачево» в 2009 г. составил 1,8 млн человек, Бородин прогнозирует, что по итогам этого года пассажирооборот превысит докризисные показатели (2,11 млн в 2008 г.) и составит 2,2 млн человек. А грузооборот по итогам 2010 г. составит около 20 000 т (в 2009 г. – 16 000 т), добавил директор по развитию «Толмачево» Абдул Кусаев. В 2011 г. в «Толмачево» зайдут еще пять грузовых перевозчиков из Турции, Китая и Италии, пообещал Бородин, не назвав компаний, с которыми ведутся переговоры.

По оценке Левитина, грузо- и пассажирооборот в «Толмачево» будет ежегодно расти на 10–15%. Средние послекризисные показатели по отрасли составят 6–10%, говорит руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. С высокими темпами прироста в «Толмачево» новой полосы «хватит на ближайшие пять лет», сказал Левитин. Далее надо либо реконструировать первую ВПП, что невозможно до ее передачи Росавиации из собственности Минобороны РФ, либо строить третью, пояснил министр. Он попросил губернатора Василия Юрченко и мэра Новосибирска Владимира Городецкого зарезервировать земельные участки для строительства третьей полосы, а те пообещали это выполнить.

«Улучшение инфраструктуры «Толмачево» – позитивный сигнал рынку, «Ютэйр» учтет это в своих планах развития», – говорит генеральный директор «Ютэйр» Андрей Мартиросов. С 30 октября авиакомпания «Полет» будет выполнять через «Толмачево» вместо трех грузовых рейсов в неделю шесть со средней загрузкой 80 т, передал через пресс-службу Андрей Шагунов, руководитель проекта Ил-96-400Т авиакомпании «Полет» (выполняет через «Толмачево» регулярные грузовые рейсы Шанхай – Новосибирск – Мюнхен).

«Авиационная инфраструктура была недоинвестирована последние 20–30 лет, и ввод новой ВПП – хороший стимул для развития аэропорта», – говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. В порт придут новые грузоперевозчики, в том числе и из соседних аэропортов, считает она. А рост показателей по перевозкам может и более 15%, это доказал опыт екатеринбургского «Кольцово», где 1 июня 2009 г. была введена обновленная вторая ВПП, добавляет Сахнова. «Кольцово», по собственным данным, обслужило в январе – июне 2010 г. 1,18 млн пассажиров (+29,5% к первому полугодию 2009 г.), обработало 9870 т (+77%) почты и грузов.