Свободу ценам

Чиновники решили не вводить госрегулирование цен на бензин. Против высказались не только нефтяные компании, но и Минюст. Впрочем, в проекте закона «О нефти» еще немало спорных вопросов
М. Стулов

Чиновники несколько месяцев переписывают проект закона «О нефти» (см. врез), который в октябре-ноябре должен попасть в Госдуму. Еще летом в документе был пункт о госрегулировании цен, рассказывали сотрудники ведомств, которые участвуют в обсуждении вопроса (те же данные передавал «Интерфакс»). Цены предлагалось регулировать, если стоимость товара у продавцов нефти и нефтепродуктов растет быстрее, чем «определено» правительством на основании мониторинга (в том числе на внешних рынках и биржевых торгах). Второе основание для госрегулирования – манипулирование ценами со стороны компаний, занимающих доминирующее положение. Все это обсуждалось больше года – сразу после того, как антимонопольная служба (ФАС) выставила штрафы на 26,1 млрд руб. «Роснефти», «Лукойлу», ТНК-ВР и «Газпром нефти» (за завышение цен на нефтепродукты, что компании продолжают оспаривать в судах). «Нас подталкивают к регулированию цен на нефтепродукты», – негодовал прошлым летом президент «Лукойла» Вагит Алекперов.

Преференции для НПЗ

Заводы, глубина переработки на которых выше 92%, индекс Нельсона превышает 10, а на светлые нефтепродукты приходится больше 77% продукции, могут рассчитывать на льготы от федеральных и региональных властей, гласит законопроект. В частности, такие НПЗ могут получить государственное и муниципальное имущество, а также «имущественные льготы», отмечается в документе, но детали не уточняются. Сейчас под эти параметры никто не подходит, говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов (средняя глубина переработки по России – 72%). Ближе всех к заданным параметрам Ново-Уфимский НПЗ «Башнефти» (глубина переработки – около 88% за 2009 г., но выпуск светлых нефтепродуктов – 49%), Омский НПЗ «Газпром нефти» (87% и 58% соответственно), а также «Уфанефтехим» «Башнефти» (86% и 68%), перечисляет Борисов. А самые ценные льготы для НПЗ – снижение ставок аренды на землю и налога на имущество, добавляет он.

Однако в последней редакции законопроекта пункта о госрегулировании цен не осталось. В четверг документ обсуждался на совещании в правительстве (см. копию на www.vedomosti.ru). И в проекте остались лишь общие фразы: что компании не должны нарушать антимонопольное законодательство, что госорганы будут вести мониторинг цен с учетом внешних рынков и биржевых торгов в России, что нефтяникам запрещено снижать добычу и поставки нефти и нефтепродуктов для «поддержания антимонопольно высоких цен».

«Мы приветствуем, что вопрос о госрегулировании цен снят с повестки», – отмечает представитель «Роснефти». Нефтяники буквально выдохнули, добавляет сотрудник другой компании из первой пятерки: «Госрегулирование цен – это возврат к СССР, тогда надо и инфляцию отменять отдельным декретом». Против госрегулирования цен выступили не только нефтяники, но и Минюст, добавляет сотрудник аппарата правительства.

Впрочем, в законопроекте еще остались спорные пункты, отмечает сотрудник нефтяной компании: в частности, нефтяников не устраивает запрет на эксплуатацию месторождений, если на факельных установках нет приборов учета попутного нефтяного газа (ПНГ). На их установку нужно время и деньги, продолжает собеседник «Ведомостей». Вопрос сжигания ПНГ на факелах обсуждается еще со времен СССР, напоминает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. К 2012 г. Россия должна перейти на 95%-ную утилизацию. Но у чиновников до сих пор нет точных данных, каков ее процент сейчас, поскольку не везде ведется учет. Последний раз – в феврале этого года – об этом напомнила Счетная палата. Данные по сжиганию ПНГ в 2009 г. разнятся от 12,1 млрд куб. м у Минприроды до 15,6 млрд куб. м у Ростехнадзора, отмечали аудиторы, а средний процент утилизации – от 69,5% у МПР до 76,8% у Росстата.

Кроме того, в законопроекте говорится, что минимум 3% нефти и 15% нефтепродуктов все игроки должны продавать на бирже. Биржевые торги нужны и все к этому идут, отмечает представитель «Роснефти», но нефтяникам нужно дать время, потому что контракты с потребителями заключены как минимум на год.

Также законопроект обязывает нефтяников закупать определенный процент материалов и оборудования у отечественных производителей – минимум 40% при работе на суше и 20% – на шельфе (доля в общей стоимости закупок с учетом аренды и лизинга). Причем речь не только о добыче, но и о транспорте и переработке нефти. Представители «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Газпром нефти», «Транснефти», «Транснефтепродукта» и Alliance Oil заявляли в августе «Интерфаксу», что уже сейчас процент российских закупок в целом выше, чем предлагается. Но на ряде проектов могут быть проблемы, например при закупках оборудования для глубокой нефтепереработки, отмечали в Alliance.

К законопроекту еще много замечаний, говорят три сотрудника ведомств, участвующих в обсуждении вопроса. В течение двух недель все должно быть доработано. Например, по приборам учета на факелах может появиться отдельный срок для вступления в силу– чтобы дать компаниям время, отмечает сотрудник Белого дома. Кроме того, много замечаний от Минюста, добавляет сотрудник правительства, но деталей не раскрывает. Получить комментарии Минюста в выходные не удалось. Представитель Минэнерго документ не комментирует. Обсуждение продолжается, лишь говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.