Вы только послушайте

В эпоху глобальной конвергенции появление в автомобилях класса люкс аудиотехники того же уровня было неизбежно. Компании-партнеры не только обеспечивают дополнительный комфорт покупателям машин, но и повышают узнаваемость марок друг друга

В конце 70-х гг. прошлого века нормальным источником музыки в автомобиле считался радиоприемник, к которому понятие «качество звука» было малоприменимо. Исправлять ситуацию стали энтузиасты, создававшие усилители на 12 В (стандартное напряжение в автомобильных электрических сетях) и монтировавшие в салонах машин колонки от домашних аудиосистем. Домашние колонки были плохо приспособлены к работе в подобных условиях. Проигрыватель виниловых пластинок еще меньше подходил для автомобиля, и тем не менее в некоторых Chrysler аж с 1956 г. устанавливалась радиола Motorola, воспроизводящая синглы на 45 оборотов. В 80-е гг., когда самым популярным носителем звука была аудиокассета, неминуемым стало и появление автомобильной кассетной магнитолы. Первые аудиосистемы, созданные под конкретный автомобиль (четыре модели Cadillac), представила в 1982 г. компания Bose. Свидетельством быстрого роста рынка автозвука стало появление в 1988 г. первого специализированного журнала – Car Audio & Electronics.

Фил Музио, президент американской компании – производителя домашних аудиосистем Mark Levinson и музыкант по образованию, долгое время отказывался от сотрудничества с автопроизводителями. Он считал, что автомобили плохо подходят для качественного звука – из-за постоянных шумов, ограниченного пространства для размещения динамиков. Однако главный инженер Lexus Такеши Йошида сумел переубедить его: инженеры-акустики Mark Levinson признали салон Lexus LS400 самым акустически защищенным среди всех существовавших на тот момент автомобилей. В 1998 г. была достигнута принципиальная договоренность о партнерстве между двумя брендами, и в 2001 г. в Lexus LS430 появилась первая аудиосистема от Mark Levinson – Premium Sound (11 динамиков, 240 Вт общей мощности). Сразу же началась работа над аудиосистемой нового поколения для нового Lexus. В LS460 (появился в продаже в конце 2006 г.) установлена аудиосистема Reference Surround (15 каналов усиления, 19 динамиков, мощность – 450 Вт). В сентябре на выставке CEDIA Expo 2010 был представлен Lexus LFA с новой системой от Mark Levinson, в которой снизилось число динамиков (до 12), возросла мощность (до 1002 Вт) и, разумеется, улучшилось качество, а также в соответствии с последними веяниями снизилось энергопотребление.

Датский производитель аудио- и видеотехники Bang & Olufsen принял решение выйти на рынок автомобильных аудиосистем также в конце XX в. «Первый сотрудник, занимающийся этим направлением, был нанят на работу в 2000 г., – рассказывает «Ведомостям» менеджер по автомобильной акустике B&O Дирк Хогенфельд. – Первоначально мы изучали перспективы как для головных устройств, так и для акустических систем. Но поскольку головные устройства со временем становились все более интегрированными в другие системы автомобиля, мы решили остановиться на одних акустических системах».

Традиционно считалось, что внутри автомобиля сложно добиться высокого качества звука – его способны испортить не только недостаточная шумовиброизоляция, но и форма корпуса и даже обшивка салона; два автомобиля одной модели могут «звучать по-разному». Требовались непривычные для домашнего аудио технические решения, говорит Хогенфельд.

В 2000 г. начались предварительные переговоры о сотрудничестве между Bang & Olufsen и Audi. Автоконцерн тоже провел свое исследование, в результате которого выяснилось, что владельцы Audi нередко имеют дома аудиосистемы B&O (датчанам было известно, что верно и обратное утверждение – многие клиенты B&O ездят на Audi). Итогом совместного проекта стоимостью $600 млн стало появление в 2003 г. Audi A8 с опционной аудиосистемой Advanced Sound System от B&O. Позднее системы B&O появились в моделях Audi S8, Q7, A7 Sportback и новом поколении A8. В последнем автомобиле аудиосистема состоит из 19 колонок, включая сабвуфер, и 19-канального усилителя DSP. Максимальная совокупная выходная мощность – до 1400 Вт. Высокие частоты воспроизводятся через две выдвигающиеся из приборной панели колонки – акустические линзы. Благодаря встроенному между двумя передними сиденьями микрофону в зависимости от шумовых условий автоматически регулируется уровень громкости и поддерживается баланс низких, средних и высоких частот. Преобразованный из двухканального в 7.1-канальный звук можно по желанию фокусировать на водителе, передних сиденьях, задних сиденьях или на всем салоне. Первоначально планировалось, что примерно 10% Audi A8 будут продаваться с опционной акустикой от B&O (в основном в Германии, США, Великобритании и Китае), но «реальный показатель достигает 20%», отмечает Хогенфельд.

Успех альянса с Audi сподвиг B&O на другие партнерства – с Aston Martin и Mercedes-Benz AMG. Ожидается, что вскоре будет объявлено о начале сотрудничества Bang & Olufsen с BMW (компании официально это не подтверждают), уже имеющих деловые связи: B&O, имеющая собственное алюминиевое производство, поставляет BMW металлические подрулевые переключатели скоростей.

«Автомобильный бизнес хорош для нас и сам по себе, – сказал «Ведомостям» гендиректор B&O Калле Нильсен. – Но мы видим все больше и больше примеров того, как наши автомобильные партнеры – Aston Martin, Mercedes-Benz, Audi – на локальном уровне налаживают сотрудничество с нашими дилерами – это позволяет им развивать бизнес, поскольку мы обращаемся к той же самой аудитории».

Немецкий производитель аудиосистем Burmester ведет отсчет своего автомобильного бизнеса с начала XXI в., когда вступило в финальную стадию проектирование суперкара Bugatti Veyron – для него Burmester разработал эксклюзивную аудиосистему. Следом в Burmester пришли представители родственной Bugatti компании Porsche и попросили создать прототип аудиосистемы для Cayenne. Основатель компании Дитер Бурместер рассказывал «Ведомостям», что в том заочном соревновании участвовали еще три аудиокомпании, но победителем вышел Burmester. Результатом стал контракт с Porsche: в 2009 г. появился автомобиль Porsche Panamera, в котором в виде опции можно заказать High End Surround System от Burmester; вышедший на рынок в этом году новый Porsche Cayenne также комплектуется системой Burmester, получат эти аудиосистемы и другие Porsche следующих поколений. По словам Бурместера, число заказанных вместе с Porsche систем High End Surround System превзошло все его ожидания; в компании создан отдел автомобильной акустики и ожидается подписание контрактов с новыми автопроизводителями. Любопытно, что договориться о поставке аудиосистемы для родстера Veyron Grand Sport компании Bugatti и Burmester договориться не смогли: запрошенная Burmester цена за разработку музыки для открытого автомобиля показалась Bugatti слишком высокой, хотя цена Bugatti Veyron Grand Sport – 1,4 млн евро, будет построено всего 150 машин.

Bentley для разработки аудиосистем для нового поколения своих автомобилей договорилась с компанией Naim Audio. Устанавливаемая в новом лимузине Mulsanne система Naim for Bentley выдает рекордные 2200 Вт. «Вместе с огромной мощностью возникает также множество технических проблем, нуждающихся в решении, – рассказал «Ведомостям» управляющий директор Naim Audio Пол Стивенсон. – Мы об этом уже знали, когда в свое время выпускали самый мощный в мире автомобильный усилитель – 1100 Вт».

«Громкость легко наращивать за счет числа динамиков. Пределов практически нет, но в конце концов надо оставить место для водителя», – смеется Стивенсон.

«Достичь по-настоящему высокого качества в автомобиле было cложной задачей, которую было интересно решать, и, думаю, у нас это получилось, – добавляет он. – Что касается продаж, то они сильно превзошли наши ожидания, но снизились в связи с кризисом, а в последнее время стали восстанавливаться».

Эксклюзивное соглашение Naim Audio c Bentley Motors было заключено в 2006 г., инициативу проявила автомобильная компания. «Представьте, что мне сказали инженеры, когда я их спросил, кто хочет сделать новую систему и заодно пару лет покататься на Bentley?» – вспоминает Стивенсон.

Пионер рынка «персональных» аудиосистем, Bose, эксклюзивных партнерств ни с кем из автопроизводителей не заключает. И потому у компании самый широкий портфолио. Аудиосистемы Bose можно встретить в Maybach (отличительная особенность Bose Surround Everywhere – динамики, встроенные во все кресла, так что обещанный в названии эффект окружения звуком «везде» следует понимать буквально), в Audi, Cadillac, Ferrari 612 Scaglietti, Maseratti Quattropotre, Porsche.