Кампус для исследователей

Впервые за последние 30 лет школа бизнеса во Франции открыла новый кампус. В нем будут не только учиться студенты, а также работать ее исследователи. Таким образом EDHEC заявила о своих претензиях стать «бизнес-школой для бизнеса» и проводить по заказу крупнейших международных компаний прикладные исследования

EDHEC

школа бизнеса. акционеры не раскрываются. выручка – 60 млн евро (за 2010 г.). Имеет пять кампусов: в Лилле, Ницце, Париже, Лондоне и Сингапуре. В 2010 г. на академических программах училось 5400 студентов, на программах Executive Education – 5500 человек. У школы 146 профессоров в штате и 87 – приглашенных. В нее входит 12 кафедр и 6 исследовательских центров.

В новом кампусе EDHEC работает профессор Дени Доши, директор программы Executive MBA. Он и его коллеги с программ Executive Education и Executive MBA изучают лучшие корпоративные стратегии в условиях перемен. «Еще недавно 40% рынка труда Франции приходилось на телевидение, но пришли кабельные каналы, и рынок упал в два раза. Мы изучаем возможные пути выхода из кризиса для телегигантов, потому что знание, как адаптироваться к изменениям и найти новые источники роста, – самое главное преимущество в бизнесе», – уверен профессор Доши.

Новый комплекс зданий в Рубе, маленьком городке рядом с Лиллем на северо-востоке Франции, занимает 8,5 га и был построен за три с небольшим года. Этот идеальный образец минимализма, сочетания стекла и бетона, наводит на мысль о технократизме школы. «С открытием кампуса мы связываем начало нового этапа нашего развития, – говорит декан школы Оливер Оже. – Мы будем второй после HEC-Paris (1-й номер европейского бизнес-образования по версии Financial Times. – «Ведомости») школой менеджмента во Франции, построенной по англосаксонской модели и претендующей на мировое лидерство». В этой модели преподавание тесно связано с научными исследованиями. Бюджет школы в этом году составит 65 млн евро, из них 30% будет направлено на научные разработки, основные темы – глобальные финансы и инвестиции. «Но нам не нужны исследования ради исследований, мы хотим, чтобы они были полезны бизнесу», – говорит Оже.

Прикладными исследованиями занимаются все 146 штатных профессоров. Так, на кафедре Business Law изучают конкурентное законодательство и проблемы, возникающие у компаний в разных странах. «Проблемы бизнеса в том, что он всегда отдельно от юриспруденции, – считает профессор специализации Business Law, директор исследовательского центра LegalEDHEC Кристоф Рокийи. – Во всем мире корпоративные юристы готовятся в отдельных школах. EDHEC придерживается принципа, что успех бизнеса зависит от того, насколько бизнесмены и юристы будут думать об одном и том же и иметь одинаковые задачи».

Исследование финансирует одна их французских международных компаний, но она не имеет права вмешиваться в него. Всего в школе 12 кафедр с общим исследовательским бюджетом в 10,6 млн евро, рассказал Жан Кристофф Мейфреди, директор по преподавательскому составу. Более 60% заказов в денежном выражении поступают от зарубежных компаний, многие из которых из Германии. Еще 10,2 млн евро школа потратит в этом году на организацию работы в шести исследовательских центрах, которые при ней созданы. Один из них, EDHEC Risk Institute, занимается проблемой соотношения доходности и риска на фондовых рынках. Используя новые методы статистики и подсчетов, c начала года он высчитывает индекс FTSE EDHEC – Risk Efficient для Financial Times.

«Этот индекс – то, что мы хотим тиражировать. Это престижно для ученого и востребовано бизнесом. Мы хотим изменить систему управления школами бизнеса. Мы делаем ставку на прикладные исследования и считаем, что в перспективе это даст нам преимущества и на рынке академических программ», – уверен Оже. В конце года школа откроет филиал в Лондоне, а в 2011 г. – в Сингапуре. Вместе с кампусами в Париже и Ницце они помогут привлечь большое число иностранных студентов (к 2015 г. их должно быть в кампусе в Лилле 50%, сейчас иностранцев 40%) и одновременно наладить связи с компаниями всего мира. «Наша стратегия, которую мы формулируем как «бизнес-школа для бизнеса», заключается в установлении тесных связей с крупнейшими международными компаниями. Исследовательская деятельность всех наших кампусов также усилит позиции школы на международном уровне», – уверен Оже.

Но для того чтобы сформировать и закрепить за собой статус лидера по научным исследованиям, нужно иметь публикации в научных журналах, входящих в список газет и журналов, делающих рэнкинги. В прошлом году у школы вышло восемь публикаций в журналах списка Financial Times (в него входит 45 академических журналов, список которых см. на сайте www. vedomosti.ru), на каждую из них ушло три года подготовки. Всего на академическую репутацию школы работают 30 профессоров (из 146 человек), все они не вовлечены в преподавательскую работу, говорит Стефан Грегор, директор по исследованиям EDHEC Business School. «Современная система рэнкингования несовершенна, она не отражает связи с индустрией, но мы играем по сложившимся правилам».

Конец эпохи

Убежденность, что научные исследования являются основой экономики знаний, в свое время сформировала репутацию американского высшего образования, пишут Эндрю Хейкер и Клаудия Дрейфус, авторы вышедшей недавно книги «Высшее образование? Как колледжи тратят впустую наши деньги и подводят наших детей и что мы можем с этим сделать?» (Higher Education? How colleges are wasting our money and faiing our kids and What we can do about it?). За последнее время этот мир очень сильно изменился, профессора больше не интересуются студентами, им важно количество и периодичность научных публикаций – от этого зависят их репутация и доходы. Опытные профессора из университетов Лиги Плюща сейчас берут академический отпуск для научной деятельности каждые три года, тогда как еще семь лет назад они брали его раз в семь лет, пишут авторы. Университеты конкурируют между собой за лучших профессоров, академиков, исследователей, студентов и даже за баскетбольные команды и лучшие спортивные арены. Все это поддерживает их репутацию привилегированного учреждения. Проблема в том, пишут авторы книги, что это ведет к постоянному росту бюрократического аппарата. Авторы книги приводят данные Goldwater Institute, согласно которым в 1993–1997 гг. административные затраты в 198 университетах США росли быстрее, чем на преподавателей. Например, в Harvard административные расходы увеличились в пересчете на одного студента за это время на 300%, а в Arizona State University половина затрат приходится на администрацию. Хейкер и Дрейфус задаются вопросом: повторят ли американские университеты судьбу автомобильных гигантов, судьба и успех которых еще менее 10 лет назад казались непоколебимыми.

Для Питера Лоранжа, директора и собственника Lorange Institute of Business Zurich (бывшая GSBA), ответ на этот вопрос давно известен – стандарты американского бизнес-образования устарели. Он принципиальный противник академических исследований в рамках школы менеджмента – обучение должно быть максимально практикоориентированным. Его слушатели вместе с преподавателем в процессе обучения исследуют реальную проблему реальной компании. Результаты этой работы, которые Лоранж называет консалтинговым исследованием, стоят компаниям в среднем 30 000–50 000 евро. Пока, правда, этот принцип сложно назвать устоявшимся. У его школы нет ни одной из авторитетных аккредитаций.

Что может дать бизнес-образование предпринимателям – тема исследовательской работы Светланы Сердюковой, директора по научным исследованиям Reims Business School. Всего в школе 80 преподавателей, из которых 24 проводят только исследования. На одну публикацию в научном журнале, например из списка FT, уходит около трех лет, соответственно, проблематика этой работы при всем уважении к автору успеет потерять остроту. А если учесть, что журналы этого списка являются строго академическими, а публикации имеют научную направленность, применимость выводов этих исследований в реальном бизнесе становится проблематичной, говорит Сердюкова. Поэтому она, как и EDHEC, заинтересована в росте числа прикладных исследований по заказу корпораций. Но бизнес-образование для предпринимателей сохраняет свою важность, уверена Сердюкова, которая в 90-е гг. работала советником правительства Казахстана. Диплом MBA легитимизирует предпринимателя или топ-менеджера, и самое главное – это способ найти людей с идеями.

В России тоже есть опыт исследований на деньги бизнеса, пока небольшой. В марте в Высшей школе менеджмента СПбГУ открылся Центр международной логистики и управления цепями поставок, который финансируется РЖД и Deutsche Bahn. Обе компании заявили, что этим хотят поддержать прикладные исследования и развитие образовательных программ в сфере международной логистики и управления цепями поставок в России. Бизнес финансирует исследования по темам корпоративной социальной ответственности, управления малым и растущим бизнесом, маркетингу. «Четкую грань между фундаментальными и прикладными исследованиями провести довольно сложно, скорее это континуум, на одном конце которого находятся чистые фундаментальные проекты и на другом – исключительно прикладные. Но в управленческих исследованиях роль прикладных исследований намного выше, чем в других науках», – говорит заместитель декана школы по науке Галина Широкова.

С сентября в Рубе на программе Master of Science in Marketing Management EDHEC Business School учится Екатерина Вагер, ей 24 года, она выпускница МГПУ. «Процесс обучения максимально приближен к современной практике бизнеса, мы изучаем очень много реальных кейсов. Я думаю, это образование поможет мне найти стажировку, а потом и работу в Европе», – надеется она.