«Что делать, если до меня дотронется педофил?»

Три сестры из «Жизни в военное время» (Life During Wartime) Тодда Солондза совсем не похожи на чеховских, но все равно заставляют их вспомнить. Недаром этой язвительной разговорной комедии в Венеции дали приз за сценарий
OUTNOW.CH

Действия гораздо меньше, чем бла-бла-бла. Джой и ее чернокожий муж Аллен сидят в ресторане. Джой и ее старшая сестра Триш сидят в ресторане. Триш и ее пожилой жених Харви сидят в ресторане. Триш и ее 13-летний сын Тимми, у которого скоро бар-мицва, разговаривают на кухне. Джой, не просыпаясь, встает с постели и в ночнушке идет в ресторан пустого ночного молла. Дежурно лучезарная улыбка девушки-метрдотеля: «У вас забронирован столик? Я сейчас посмотрю, есть ли свободные места!» В зале ни души. Если не считать подсевшего к Джой призрака ­– это ее бывший жених, самоубийца.

Почему военное время? Потому что Америка всегда где-то воюет. Потому что было 09/11. Потому что Тимми, много размышляющий о том, что скоро станет мужчиной, задает вопросы, которые ставят взрослых в тупик. Можно ли простить террористов? Считать ли террористами педофилов? Передается ли гомосексуализм по наследству? Что делать, если до меня дотронется педофил?

Ну хоть тут-то Триш знает, как поступить. Ты должен кричать, Тимми, и как можно громче!

Умница Тимми выберет для этого самый правильный момент. Тодд Солондз так любит своих персонажей, так им сочувствует, что, когда вас одолеет истерический смех, вам должно стать немного стыдно. Ведь надо иметь милосердие. На тех руинах, что остались в фильме от базовых американских ценностей – семьи, свободы и демократии, – так важно простить и забыть. Или не забыть, но простить? Или не простить, но забыть? Ладно, вы уже как-нибудь договоритесь, а то над такими вещами смеяться совсем неприлично. Но у желчного гуманиста Солондза это очень смешно.

А знаете, у этих милых, многое переживших людей теперь почти все хорошо! Они полны надежд и благих намерений. Лучше всех дела у старшей из сестер, Хелен: она работает в Голливуде. Джой, маленькая хиппушка с тоненьким голоском, похожая на кукольную Мальвину, занимается важным делом – психологической реабилитацией бывших преступников-извращенцев. Сочувствие – ее профессия. Ей так жаль, что те, к кому оно обращено, иногда заканчивают самоубийством. Сейчас у нее проблемы с Алленом, но это временно, надо просто развеяться, например навестить сестер. Аллен почти завязал и ворует женское белье только по выходным. Триш, клуша на антидепрессантах, наконец-то встретила настоящего мужчину. Ничего, что Харви за 60 и выглядит он как мешок с капустой. Зато он готов заменить ее троим детям отца и мечтает быть похороненным в Израиле. А главное, Харви нормальный, не то что ее бывший муж Билл, педофил. У Билла, кстати, все тоже неплохо, он выходит из тюрьмы.

Все они отчаянно хотят быть нормальными. Это еще один лейтмотив фильма, такой же важный, как «простить и забыть». Еще одна доведенная до абсурда идея. Но все же: не кричи, Тимми. Обними чужого дядю, попроси прощения. Может быть, вовсе не он видит о тебе печальные сладкие сны.