У «Дикси» тепловой удар

Группа «Дикси», отчаянно сражающаяся за повышение рентабельности, не смогла закончить III квартал без убытков. Компания утверждает, что потеряла 112 млн руб. из-за жаркого лета. У других ритейлеров тоже не обошлось без потерь

Логистика подвела

В прошлом году эффективной работе «Дикси» мешал новый распределительный центр в Московской области. Задержка с запуском склада, низкая эффективность операций там и сбои в работе IT-системы стали причиной «неудовлетворительных» показателей продаж, сообщала компания летом 2009 г. За прошлый год «Дикси» получила 63,7 млн руб. прибыли без учета потерь на курсовых разницах против 744 млн руб. в 2008 г.

ОАО «Дикси групп»

управляет 600 продуктовыми магазинами. Основной акционер – группа «Меркурий» Игоря Кесаева. Капитализация – 34 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 9 месяцев 2009 г.): выручка – 46,36 млрд руб., убыток – 37,3 млн руб.

В III квартале «Дикси групп» снова вышла в минус, получив 112 млн руб. чистого убытка и снизив операционную прибыль почти в 1,6 раза до 173,3 млн руб., следует из обнародованной вчера отчетности компании. При этом основные расходы «Дикси» выросли за квартал на 24%, а выручка – всего на 20%.

Результат «Дикси» – неприятный сюрприз для инвесторов. Прошлогодний спад на розничном рынке группа «Дикси» перенесла тяжелее других ритейлеров – из-за проблем с логистикой LFL-продажи ее магазинов упали на 5,5%. Но в этом году, наладив дистрибуцию, ритейлер пообещал, что эффективность компании будет расти, и в первом полугодии сдержал слово. Сопоставимые продажи «Дикси» увеличились на 5%, операционная прибыль – на 22%, и наконец, по итогам полугодия компания получила чистую прибыль в 75 млн руб. против убытка в 99 млн руб. годом ранее.

«Но в жару увеличились транспортные расходы из-за роста потребления напитков, а также товарные потери», – объяснила вчера плохие результаты III квартала директор по связям с инвесторами «Дикси» Ольга Попова. В этом году по итогам девяти месяцев «Дикси» потеряла товара на 999 млн руб., или 2,2% выручки (год назад – на 1,9%). Компания вынуждена платить налог на прибыль с товарных потерь и это заметно влияет на размер чистой прибыли, сказала Попова.

Сейчас ритейлеры обязаны платить 20% налога на прибыль даже за тот товар, который был списан или украден, указывает гендиректор юркомпании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов. «Товарные потери не вычитаются из налогооблагаемой базы и увеличивают эффективную ставку налогообложения. У «Дикси» она была выше 100%», – отмечает аналитик ИК «Проспект» Ольга Самарец. Имея за девять месяцев прибыль до налогообложения в 381 млн руб., ритейлер заплатил 418 млн руб. налога на прибыль.

«В III квартале товарные потери действительно были выше, чем обычно. Но рост не был критичным», – согласился директор по связям с инвесторами «Магнита» Олег Гончаров. Жаркие месяцы внесли коррективы и в финансовые результаты X5 Retail Group. Как рассказывал инвесторам глава Х5 Лев Хасис, примерно треть роста расходов на персонал пришлась на единовременные бонусы сотрудникам за работу в тяжелых условиях. На зарплаты у X5 Retail в III квартале ушло $246,2 млн – на 27% больше, чем годом ранее. Следовательно, жара могла обойтись ритейлеру примерно в $17 млн дополнительных выплат работникам.