Автор «Трио из Бельвиля» анимировал сюжет Жака Тати

Анимационный «Иллюзионист» (L’Illusionniste) Сильвена Шоме воскрешает на экране великого французского комика Жака Тати

Иллюзионист» – вторая полнометражная работа аниматора Сильвена Шоме, получившего карт-бланш после «Трио из Бельвилля», блистательного абсурдистского ретро на тему детства, старушечьей вендетты и велогонок. В новом фильме похожая ностальгическая атмосфера 1950-х, только в нее вписан сюжет Жака Тати о фокуснике, который влюбился в уборщицу и подарил ей дорогие ботинки, а наивная золушка решила, что он достает красивые вещи как кроликов из шляпы, почувствовала вкус к светской жизни и начала обрастать ее атрибутами – от пальто и перчаток до молодого любовника.

В некотором смысле Шоме повторил путь своего героя: дочь великого французского комика Софи Татищефф, искавшая режиссера для постановки нереализованного отцовского сценария, увидела «Трио из Бельвилля» и, возможно, посчитала, что гениальная анимация, в отличие от неподъемных игровых фильмов, умеет возникать по волшебству. Проект вылился в семилетнюю эпопею с рекордным для двухмерной анимации бюджетом, отдельной студией, срывом сроков и даже парой небольших скандалов в духе желтой прессы.

Как бы то ни было, идея нарисовать, а не сыграть сюжет Тати оказалась очень верной.

До этого на роль горе-фокусника, создающего у доверчивой души иллюзию «дольче вита», думали нанять то Роберто Бениньи, то чуть ли не Стива Мартина. Затея была идиотской: с тем же успехом можно скорчить перед камерой и Чаплина, и Бастера Китона – комиков-титанов, в один ряд с которыми обычно ставят француза Тати, примирившего звуковое кино с пантомимой.

А вот аниматоры с задачей справились. Да, это стопроцентное попадание: у нарисованного иллюзиониста по фамилии Татищефф те же укороченные брючки, кургузый плащ и шляпа-пирожок, та же мимика сконфуженного херувима и та же фирменная, эфемерная походка, с которой ускользал от неприятностей всегдашний герой Тати господин Юло в классических «Времени развлечений» и «Моем дядюшке». В общем, волшебство.

Другое дело, что для самого Шоме, как и для героя фильма, иллюзия вышла боком: зависимость от хотя и гениального, но чужого материала не привела в итоге ко второму «Трио из Бельвилля». Стоило ли привлекать самобытный талант Сильвена Шоме для воскрешения классики? Вспомним: девушка из фильма получила новые платье и ботинки. Зрители получили нового Тати. Поэтому, наверное, стоило. Но все равно грустно.