Мало места для сетей

В этом году большинство ритейлеров планируют развивать сети на Северо-Западе. В Петербурге растет конкуренция, и найти помещения для новых магазинов все сложнее

Покупают. 15600

предприятий розничной торговли в Петербурге, по данным городского комитета по экономическому развитию

68%

доля доминирования крупных сетей на розничном рынке продовольственных товаров

622,2

млрд руб. – оборот розничной торговли в Петербурге в январе – ноябре 2010 г., по данным Петростата

6,5%

рост товарооборота по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.

Компания «Дикси», открывшая в прошлом году около 40 магазинов, в 2011 г. постарается как минимум сохранить эти темпы, сообщил Федор Рыбасов, вице-президент ГК «Дикси». По его словам, новые точки открываются на всей территории Северо-Запада: в Петербурге, Ленобласти, Пскове, Новгороде и Карелии. В среднем инвестиции в один магазин на арендованных площадях составляют 10–11 млн руб., оценивает Рыбасов.

Холдинг «Продовольственная биржа» планирует запустить 6–8 супермаркетов «Лайм» в Петербурге и не меньше 15 универсамов «Полушка» в Вологодской области, инвестиции в одну точку составляют от $300 000 до $1 млн в зависимости от формата и состояния помещения, окупаемость – 2–2,5 года, цитирует пресс-служба президента холдинга «Продовольственная биржа» Дмитрия Степанова. В планах «Ленты» – открытие восьми гипермаркетов в России, в том числе одного – на проспекте Обуховской Обороны в Петербурге, говорит менеджер сети по PR Яна Могилева. Общая площадь каждого магазина – 12 000 кв. м, из них 8000 кв. м – торговая, инвестиции – более 650 млн руб.

«Реал-гипермаркет» рассматривает возможности для роста сети на Северо-Западе и в Петербурге, но сейчас нет подходящих предложений по участкам или помещениям, говорит Елена Асанова, руководитель департамента PR ООО «Реал-гипермаркет». По ее данным, в этом году компания намерена открыть не менее двух магазинов в Москве и Московской области.

Получить комментарии в «О’кей» и X5 Retail Group вчера не удалось.

О планах X5 открывать в этом году новые магазины в Петербурге в ноябре прошлого года заявил главный исполнительный директор компании Лев Хасис. Закон о торговле запрещает ритейлерам, чья доля рынка в деньгах превышает 25%, приобретать или арендовать в регионе дополнительную площадь для торговли. По итогам 2009 г. Х5 занимала в Петербурге 25,6%, а в 2010 г. сократилась более чем на 0,6% из-за слабых продаж гипермаркетов «Карусель» и расширения конкурентов.

Пресс-служба компании «Тандер» планы развития не комментирует. Из 184 магазинов «Магнит», расположенных в СЗФО, всего 19 – в Петербурге.

Среди компаний, которые интересуются недвижимостью, появились «Магнит» и Х5, отмечает гендиректор Praktis Сергей Федоров. Наиболее активно ищут помещения сети «Пятерочка», «О’кей», «Лента», согласен Игорь Горский, управляющий партнер АРИН. По его наблюдениям, «Магнит» активно завоевывает область, но в городе его не видно. Скорее всего, Петербург малоинтересен компании, потому что из-за высокой конкуренции новой сети для входа нужно год-два, говорит эксперт.

По словам гендиректора «Реал-гипермаркета» Антониу Баптишты, емкость российского рынка и неудовлетворенный спрос на современные торговые форматы в ближайшие годы позволит ритейлерам открыть до 30 новых гипермаркетов в Москве и до 20 гипермаркетов в Петербурге.

Наиболее востребован в Петербурге формат «гипермаркет», в «Ленте» не отмечают оттока покупательской аудитории в магазины небольшого формата, утверждает Могилева. Розничный рынок города далек от 100%-ной насыщенности продуктовыми магазинами и конкуренция будет расти, добавляет она.

Дефицит помещений под продуктовую розницу уже есть, спрос на них рос весь прошлый год, в основном это супермаркеты и «магазины у дома», отмечает Федоров. По его оценкам, арендная ставка для супермаркета площадью от 600 кв. м в спальном районе составляет 600–1000 руб. за 1 кв. м в месяц, для «магазина у дома» площадью 200–300 кв. м – от 1000 до 1500 руб. за 1 кв. м в месяц.

Российский рынок торговой недвижимости – рынок арендодателя, подходящее помещение найти непросто, при этом арендные ставки не демонстрируют активной тенденции к снижению, цитирует пресс-служба директора по развитию «Реал-гипермаркета» Ральфа Гриссера.

В весенний период спрос в сегменте стрит-ритейла ежемесячно увеличивался примерно на 10%, отмечает Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН. В течение года были активны сетевые операторы, в том числе непродовольственные ритейлеры. Аренда высоколиквидных помещений подорожала на 60–70%, остальных – осталась на прежнем уровне, добавляет она.