Ставка на свое

Президент Барак Обама призвал США избавиться от чужой нефти. Европа курс на снижение потребления нефти одобрила два дня назад

Американские нефтяные концерны должны увеличить внутреннее производство, чтобы США смогли сократить импорт топлива на 30% в ближайшие 10 лет, заявил Барак Обама: ежедневно страна импортирует 11 млн баррелей нефти. Зависимость от импорта топлива в США составляет 51% (данные минэнерго страны), доля страны в мировом потреблении нефти – 21,7%, в мировой добыче – 8,5% (данные BP Statistical Review).

Обама обещал, что для стимулирования добычи компаниям будут даны льготы.

В экономике, которая зависит от нефти, рост цен бьет по всем – рабочим, фермерам, бизнесу и потребителям, говорит Обама: «Повышение нефтяных цен на мировом рынке на $10 приводит к подорожанию галлона бензина на 25 центов». По данным Bloomberg, c начала года цены на нефть на мировом рынке выросли на 20%, за календарный год – на 33%, но вчера нефть WTI подешевела на 1,1% и стоила $103,66 за баррель (на 19.00 МСК). Цены на бензин в США выросли на 15% с февраля (данные минэнерго страны).

По данным Международного энергетического агентства, если средняя цена нефти будет выше $100 за баррель, импорт топлива обойдется США в 2011 г. в $385 млрд – на $85 млрд больше, чем в 2010 г.

Президенты и политики каждого призыва говорили об увеличении энергонезависимости, но обещаний не выполнили, сетовал Обама: «Я тоже обещаю снизить зависимоcть от нефти и горжусь тем, что нам за два года удалось приблизиться к этой цели».

Ресурсы для отказа от импорта топлива в США есть, уверены американские чиновники. По расчетам министерства внутренних дел США, добыча в Мексиканском заливе способна обеспечить двухгодичный спрос на топливо в стране: 11 млрд баррелей нефти и 59,2 трлн куб. м газа. Но американские компании не торопятся наращивать разработку ресурсов: добыча не ведется по двум третям выданных офшорных лицензий (данные МВД США).

США – не первая страна, выступающая за снижение зависимости от импорта сырья. В понедельник Еврокомиссия приняла стратегию по транспорту, в соответствии с которой с 2050 г. в европейских городах не должно остаться автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, а 40% авиатоплива должно обеспечиваться альтернативными источниками. «Мы можем отказаться от нефтяной зависимости нашей транспортной системы без принесения в жертву ее эффективности», – заявил ранее еврокомиссар по транспорту Сийм Каллас. Отказ от нефти обойдется Европе в 1,5 трлн евро, подсчитала Еврокомиссия. На страны ЕС приходится 17% мирового потребления нефти (данные BP Statistical Review).