Топливо приземляет

Авиакомпании бьют тревогу из-за резкого роста цен на нефть. Керосин, подорожавший с прошлого года в полтора раза, может спровоцировать рост стоимости билетов

В I квартале затраты на топливо с учетом заправки и хранения выросли на 40% к декабрю 2010 г. (или на 700 млн руб.), пожаловался заместитель гендиректора «Аэрофлота» Шамиль Курмашов. Во многих российских аэропортах трейдеры авиаГСМ аффилированы с руководством. В итоге, по словам Курмашова, создаются условия, при которых «Аэрофлот» заставляют брать топливо по установленной аэропортом цене, не давая хранить свое.

Рост цен на керосин – серьезный вызов для всей мировой авиации, заявил замминистра транспорта Валерий Окулов на транспортном форуме «Ведомостей». В 2010 г., по данным IATA, прибыль мировых авиакомпаний составила $8,6 млрд. Но в тот год нефть была почти вдвое дешевле докризисного уровня, средняя цена Urals составила $78,25 за баррель. А теперь котировки Urals держатся на уровне $117–121. Так что прогнозы IATA по прибыли мировых перевозчиков на 2011 г. – всего $3 млрд при средней цене нефти $96. А если баррель сырья подорожает до $120, то будет убыток – те же $3 млрд, указал Окулов.

Нефть неуклонно дорожает с мая прошлого года: за семь месяцев ее стоимость выросла почти на треть (см. график на стр. 01). Примерно такими же темпами дорожал и керосин. Вчера его цена в портах Роттердам, Амстердам и Антверпен была $1133/т, что в полтора раза больше, чем годом ранее.

А ведь топливо – самая большая статья расходов перевозчиков, 30% затрат, указывает гендиректор лоукостера «Авианова» Владимир Горбунов. Пришлось даже ввести с середины прошлого года топливный сбор – 150 руб. на билет в одну сторону, отмечает он.

Такой сбор есть практически у всех авиакомпаний, напоминает аналитик «Ингосстрах инвестиций» Евгений Шаго. Однако не все его указывают. Так, на сайтах «Трансаэро», «Ютэйр» и Sky Express есть лишь общая сумма сборов. А у «Аэрофлота» они увязываются с маршрутом: внутри России – 1100–1500 руб., на международных рейсах – 20–70 евро, нет сборов в Петербург и на Украину.

Дорожающая нефть, а вслед за ней и керосин могут обернуться для пассажиров примерно 20%-ным ростом цены билета, полагает Шаго.

Представители перевозчиков потенциальный рост цен комментировать не стали. Горбунов уверяет, что «Авианова» будет держаться до последнего: «В народ не пойдем». Хотя если баррель станет $150, то повышение топливного сбора неизбежно, признается он.

ФАС контролирует рост цен как на керосин, так и на билеты, предупреждает директор департамента службы Дмитрий Рутенберг: если тарифы начнут расти опережающими темпами, то будет реакция со стороны чиновников.