Москва не дает вмешиваться

Превышение мандата резолюции ООН по Ливии и острая полемика, развернувшаяся в российское политэлите по поводу ее принятия, вынуждают Россию осторожничать при обсуждении подобных тем в ООН

Российские дипломаты в ООН заблокировали принятие политического заявления по Йемену, где за два месяца вооруженных столкновений между оппозицией и полицией Йемена погибли по меньшей мере 124 человека. Об этом сообщила BBC со ссылкой на свои источники в Совете Безопасности ООН. Первое заседание Совбеза по Йемену состоялось по инициативе Германии, участие в нем принял специальный представитель генсека ООН. На заседании необходимо было послать сильный сигнал йеменскому руководству, призвать его избегать «кровавой бани» и высказать поддержку переговорщическим усилиям Совета стран сотрудничества Персидского залива, сообщил ВВС представитель Германии в ООН Питер Уиттиг.

Однако принятие заявления заблокировали дипломаты России и Китая. Причиной могла быть как нехватка времени и необходимость согласовать позицию со столицами, так и ужесточение позиций из-за последствий принятой в марте резолюции 1973 по Ливии, указывают собеседники ВВС.

О недопустимости повторения в Йемене ливийского сценария как раз накануне заседания говорил министр иностранных дел России Сергей Лавров: «В Йемене оппозиция отказывается садиться за стол переговоров, надеясь, что Запад поможет им. Это опасная позиция, которая может привести к конфликтам» (цитата по «РИА Новости»).

Если отказ России принимать документ был продиктован осторожностью, то такая позиция оправданна, но не исключено, что последовавшие после принятия резолюции по Ливии события решительно не понравились «старому мундиру российской дипломатии» и, когда представилась возможность, он повел себя по-старому, предполагает Борис Макаренко, предправления Центра политтехнологий. Воздержавшись от голосования по резолюции 1973, Россия отошла от установленной позиции не пропускать решения, которые каким-либо образом карают власти за внутренние дела страны, это спровоцировало публичный спор между президентом Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным.

Не исключено, что расширительное толкование резолюции 1973 приведет к тому, что при обсуждении каждого следующего подобного ливийскому случая Россия будет настаивать на более четких формулировках, исключающих двойное толкование, или будет просто блокировать подобные резолюции, прогнозирует председатель международного комитета Госдумы Константин Косачев.