Однорукому не достучаться

Пермский театр «У моста» показал в Москве премьеру по новой пьесе Макдонаха. Русские актеры с пониманием сыграли черную комедию ирландского автора про американские комплексы
В.Балакин

Театр «У моста» подтверждает звание первооткрывателя Макдонаха. На сей раз он показывает первую «не ирландскую» пьесу изобретательного ирландца. Действие «Однорукого из Спокэна» происходит в Америке, и комплексы его героя чисто американские (не считая общечеловеческих) – толерантность, политкорректность – так и трещат по швам от прущих изнутри расизма и гомофобии. Американцы явно признали Макдонаха за своего – в 2010 году «Однорукий из Спокэна» стал бродвейским хитом.

Жанр спектакля обозначен как «психологический коМикс», но на самом деле «Однорукий из Спокэна» – настоящий коктейль, почти что жанровая антология. Слой детектива: однорукий маньяк выстрелом из пистолета кладет конец возне в шкафу, а после нагло врет пронырливому портье, услышавшему выстрел. Слой комедии положений: какие глупости может совершить прикованный к батарее человек. Слой абсурда: на волоске от смерти истинный американец будет требовать политкорректного обращения от убийцы. Слой черного юмора: потерявший руку десятилетиями упивается видением: бандиты машут ему отрезанной конечностью. Плюс психология: пойди разберись, почему человек так упорно цепляется за свое прошлое, комплексы и травмы, вместо того чтобы жить дальше. И конечно, сантименты: сколько непоправимого может совершить человек, пытаясь достучаться до другого.

Лихо смешивая эти ингредиенты, Макдонах искусно завязывает сюжетные нити, точно доказывая: играя жертву, ищи, где он палач. А переводчику остается лишь угнаться за словесными играми и кульбитами лихого ирландца (отрезанная рука сделала хозяину ручкой и так далее).

Игра актеров (а их тут всего четверо) тоже микс. Марина Бобошина (блондинка Мэрилин) и Виктор Шестаков (чернокожий, простите, афроамериканец Тоби) играют в духе молодежной комедии – напористо и слегка монотонно. Иван Маленьких в роли однорукого Кармайкла с удовольствием доказывает, что какой бы инфернальный гротеск ни пришлось играть русскому актеру, а золотые крупицы психологического театра всегда будут для него сиять ярче. Самая интересная работа получилась у невероятно пластичного Сергея Мельникова (портье Мартин).

При этом оформлен «Однорукий из Спокэна» в духе старого доброго натурализма: допотопная радиола, потертая тахта, старомодный абажур, морозный ветерок влетает в открытую фрамугу, и даже разлитая из канистры жидкость пахнет бензином. Мир настойчиво прикидывается нормальным, удобным, домашним. Но все меньше может скрыть зародыши угрозы и изъяна, которые уже пустились в рост. И точно – из раскрытого чемодана вдруг вываливается жуткая коллекция отрубленных рук (к ее сбору театр подключил своих поклонников, и те, судя по результату, пообчистили местные магазины приколов).

Герои Макдонаха ведут себя, как обычно ведут себя люди, оказавшись лицом к лицу с чем-то ужасным: пытаются привыкнуть к случившемуся, найти в нем зародыш здравого смысла. И понимают, как безгранично одиночество человека, готового жизнь отдать (а уж руку на отсечение и подавно) за то, чтобы быть понятым. Поэтому и встречаются в финале «два одиночества», тихо умиляясь тому, что в «чужой душе – потемках» для каждого из них забрезжил какой-то свет.