Ставка на скорость

«Трансмашхолдинг» решил заняться сборкой скоростных трамваев. Помогать с проектом будет французская Alstom

Трансмашхолдинг

машиностроительный холдинг. Единственный акционер – The Breakers Investments B. V. (контролируется Искандером Махмудовым и Андреем Бокаревым, 25% акций – у РЖД). Выручка (РСБУ, 2010 г.) – 50,7 млрд руб., прибыль – 5,8 млрд руб.

В ближайшее время акционеры «Трансмашхолдинга» должны утвердить проект создания в России производства трамваев совместно с Alstom, сообщил «Интерфаксу» гендиректор российского холдинга Андрей Андреев. Сейчас «Трансмашхолдинг» такой продукцией не занимается – он специализируется на электровозах, пассажирских вагонах, вагонах для метро и т. д. Но зато такой опыт есть у Alstom, которая готовится купить 25% «Трансмашхолдинга», это мировой лидер по производству трамваев.

Объем российского рынка трамваев – 200–250 машин в год, отметил Андреев. И чтобы новое производство «Трансмашхолдинга» было эффективным, его мощность должна быть минимум 50 трамваев в год, добавил он, стоимость такого проекта с учетом инвестиций в разработку – около 100 млн евро.

Разработкой новой продукции может заняться инжиниринговое СП «Трансмашхолдинга» и Alstom, созданное в прошлом году, которое сейчас разрабатывает электровозы, говорит представитель российской компании, но окончательного решения нет. Производством трамваев в любом случае займется сам «Трансмашхолдинг», добавляет он. Однако где и когда будет организовано такое производство, не уточняет. Как и представитель Alstom. Он лишь отмечает, что производство трамваев – один из главных проектов сотрудничества компаний, а параметры будут зависеть от спроса.

В последние годы популярность трамваев в России сходила на нет: с 2005 г. общая протяженность сетей сократилась на 8% до 2590 км, говорит директор по развитию бизнеса Государственной транспортно-лизинговой компании Владимир Добровольский. Численность парка вагонов с 2003 г. уменьшилась на 32% до 9000 штук, добавляет он, более 75% всех вагонов старше 15 лет. Почти все предприятия городского электротранспорта убыточны, чему способствует плохое состояние парка и инфраструктуры – такой транспорт мало интересен платежеспособным гражданам, отмечает эксперт. Появление комфортабельных скоростных трамваев может переломить этот тренд, признает он, но это полностью зависит от государства, которое должно профинансировать такие проекты – они наиболее привлекательны для решения транспортных проблем в городах-миллионниках.

О планах развивать систему скоростных трамваев уже заявляли власти Екатеринбурга, Волгограда, Новосибирска, Томска и Москвы. Есть потребность в таком транспорте и у других городов, например Санкт-Петербурга и Казани, отмечает топ-менеджер «Трансмашхолдинга». Однако даже Москва собирается начать закупку техники лишь в 2015 г. (чтобы иметь 66 составов к 2016 г.).