Снова лидер

«Аэрофлот» закрепил позицию лидера на российских авиалиниях – по итогам I квартала «Ютэйр» отстала от него на 20%

После распада СССР «Аэрофлот» впервые стал лидером на рынке внутренних перевозок в 2009 г., причем всего на несколько месяцев. Тогда только что назначенный гендиректор авиакомпании Виталий Савельев признался: «Воля случая, кризис – и мы вырвались, но не потому, что стали сильнее, а потому, что конкурент [«Сибирь»] ослаб». «Аэрофлот», имея подушку безопасности в виде «транссибирских роялти» и выгодного положения на прибыльных маршрутах в Европу, решил всерьез покорить Россию. Лидерство на внутреннем рынке стало одним из ключевых показателей эффективности, по которым затем начисляют годовые бонусы для топ-менеджеров «Аэрофлота». И похоже, это дало результат: если в I квартале 2010 г. больше всех пассажиров внутри России перевезла «Ютэйр» (889 042 человека), а «Аэрофлот» был вторым (847 813), то уже по итогам года «Аэрофлот» стал номер один – 4,2 млн пассажиров, что на 24,6% больше уровня 2009 г. Следом идет «Ютэйр» (3,82 млн), а «Сибирь» лишь третья (3,64 млн), сообщила Транспортно-клиринговая палата. Позиции не изменились и в I квартале 2011 г., более того, разрыв между «Аэрофлотом» и конкурентами увеличился. Перевозки «Аэрофлота» выросли на 17,1% до 993 110 человек, у «Ютэйр» и «Сибири», напротив, сократились – на 11% (до 790 524 человек) и 7% (до 700 624) соответственно.

«Аэрофлот»

Авиакомпания. акционеры – государство (51,2%), НРБ (13,7%), «Аэрофлот-финанс» (7,3%). капитализация – 76,6 млрд руб. выручка (МСФО, 2010 г.) – $4,32 млрд. прибыль – $346 млн.

«Аэрофлот» усилил позиции внутри России за счет того, что улучшил стыковки между рейсами, на 70% нарастил число транзитных пассажиров, открыл два новых рейса, а по остальным увеличил частоту полетов – примерно на 16% (только в Питер перевозчик стал летать вдвое чаще – около 20 раз в день), рассказал сотрудник авиакомпании: не последнюю роль сыграли и спецакции, когда билеты продавались с 15–20%-ной скидкой. Из всех внутренних маршрутов только два являются убыточными – на Дальний Восток, добавляет он.

В 2011 г. «Аэрофлот» планирует увеличить перевозки на 24% до 14 млн человек, из которых на Россию может прийтись 5,2 млн. «Ютэйр» планов по внутренним перевозкам не раскрывает, но ее задача амбициознее: нарастить общий пассажиропоток на 40% до 7 млн человек. Темп роста «Сибири» останется на уровне 2010 г., отмечает ее представитель.