Башар Асад: «Терпение имеет границы», - Башар Асад, президент Сирийской Арабской Республики

Судьба сыграла с Башаром Асадом не лучшую шутку, разделив его жизнь на две части. В первой он был простым врачом, работал в Европе, выступал на международных симпозиумах и увлекался компьютерами. Во второй – неожиданно стал президентом одного из ключевых игроков в регионе

Сирийская Арабская Республика

Площадь – 185 180 кв. км. Население – 20,62 млн человек. ВВП (2010 г., в текущих ценах) – $59,33 млрд. Дефицит счета текущих операций (2010 г.) – $2,59 млрд.

Ветвь ислама

Алавиты составляют около 10% населения Сирии. Их учение изобилует элементами не только шиизма (направление ислама), но и христианства, и даже домусульманских астральных культов. Алавиты празднуют Рождество и Пасху, зато не празднуют многие мусульманские праздники, не признают обязательность соблюдения основных мусульманских обрядов – намаза, хаджа, рамадана, обрезания и пищевых запретов. Делятся на посвященных – хасса, обладателей особых знаний, и общую непосвященную массу – амма. Асады относятся ко вторым. Ведомости

Тридцать лет Сирией правил один человек – Хафез Асад, пришедший к власти в 1970 г. после переворота. Точнее, череды переворотов, из которых путч Асада оказался самым успешным. Но дожить до преклонных лет, как Мубараку, Асаду не удалось из-за тяжелой болезни. Хафез загодя стал готовить преемника. Его старший сын Басель отлично подходил на эту роль. Решительный и смелый, умелый наездник, ценитель спортивных машин и любимец женщин, культовая фигура среди сирийской молодежи... А главное, что очень важно для Востока, Басель служил в армии и сумел завоевать авторитет среди военных. Но в 1994 г. 32-летний Басель разбился насмерть в ДТП. Случайно или это было подстроено, неизвестно до сих пор.

Хафез Асад встал перед выбором. Его сын Махер прославился вспыльчивостью. В 1999 г., сообщала французская газета Liberation, он в споре тяжело ранил из пистолета главу военной разведки, зятя Хафеза Асада генерала Асафа аш-Шауката.

Младший, Маджид, считался избалованным матерью, был замешан в скандалах с наркотиками и не отличался крепким здоровьем. В 2009 г. он скончался после продолжительной болезни.

Подходящим выглядел только один кандидат – Башар Асад, родившийся в 1965 г. Его экстренно отозвали из Лондона. СМИ утверждали, что Башара не сразу удалось уговорить стать новым преемником. Но осталась главная трудность: Башар не был готов для президентства.

ЛОНДОНСКАЯ ЖИЗНЬ

Башар мог бы стать известным офтальмологом, воплотив мечту отца. Хафез Асад нацеливался на карьеру врача, но у крестьянской семьи с 11 детьми просто не было денег на его обучение. Хафез пошел в военные. Зато Башар в 1988 г. с отличием окончил медицинский факультет Дамасского государственного университета. После четырех лет практики в военном госпитале «Тишрин» он отправился в ординатуру офтальмологического центра Western Eye Hospital при больнице Святой Марии в Лондоне. Под псевдонимом, чтобы не привлекать излишнего внимания.

До смерти брата про Башара мало что было известно. «Даже перед коронацией Башар остается загадкой», – писал ресурс Mid-East Realities. Тогда как портреты Хафеза Асада были развешаны по всей стране, а брат Басель часто появлялся в газетах, остальная семья держалась в тени. Башар мог летать в Лондон и обратно на обычных авиарейсах, а чтобы сохранить инкогнито, ему достаточно было сменить фамилию.

О Башаре говорили как о застенчивом молодом человеке с мягкими манерами. Он увлекается наукой, участвует в жизни научных и технических обществ. В частности, в 1994 г. возглавил Сирийскую ассоциацию по компьютеризации и информатике.

ПЕРВАЯ ЛЕДИ МИРА

В Лондоне Башар общался в основном не с дипломатами и военными, а с сирийской интеллигенцией, в том числе с доктором Фаввазом Ахрасом, давно живущим в Великобритании. С этой семьей Башар был знаком еще с детства, когда они приезжали в отпуск на историческую родину. «У нас тот случай, когда детская дружба переходит в любовь», – говорит Асма, дочь Ахраса и жена Башара, кстати, моложе его на 10 лет. Официально они поженились в декабре 2000 г.

Асма очень красива. В 2008 г. журнал Elle назвал ее самой изящной первой леди мира. Она обошла Карлу Бруни-Саркози и Мишель Обаму. Она весьма неглупа. В 1996 г. с отличием окончила Королевский колледж Лондонского университета, работала аналитиком Deutsche Morgan Grenfell (Лондон) и в инвестиционно-банковском подразделении JPMorgan (Париж, Нью-Йорк). Как и Башар, страстно увлекается компьютерами. В отличие от мамы Башара, которую редко увидишь даже на семейных фотографиях, она крайне активна. Борется за права женщин, ведет просветительскую и социально-попечительскую деятельность, участвует в акциях вроде велопробега «Женщины за мир» и воспитывает троих детей. «Готовлю я очень редко, потому что не хватает времени», – признавалась она в интервью журналу «Профиль». Наконец, она происходит из уважаемого рода суннитов, составляющих в Сирии религиозное большинство. Асады же относятся к меньшинству – алавитам, по воле истории занявшим ключевые посты в сирийском государстве.

УРОКИ ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

Хафез Асад не мог просто назначить Башара своим преемником. Среди его соратников хватало сильных политиков, с чьим мнением нужно было считаться, как и с настроениями армии. Мало кто верил, что интеллигент-доктор сможет управлять страной. Посол крупной западной державы высказывался: мол, «этому робкому человеку без харизмы никогда не стать президентом», цитирует Mid-East Realities.

Башар стал экстренно проходить «курс молодого президента». В первую очередь необходимо было завоевать симпатии армии – многими странами Ближнего Востока фактически правят военные. Башар поступил в военную академию в г. Хомс и стал капитаном дивизии республиканской гвардии. Попутно лучшие военные занимались его подготовкой по индивидуальной программе. В 1999 г. Башар стал полковником.

Для покорения сердец простых обывателей Башар возглавил кампанию по борьбе с коррупцией. В ее ходе в 1996 г. был закрыт даже один из крупнейших ресторанов в Дамаске, принадлежавший племяннику самого президента Хафеза Асада. А в 1995 г. за контрабанду автомобилей был арестован сын начальника военной разведки генерала Али Дуба. Правда, арабист Константин Капитонов в своих публикациях отмечал, что это был ловкий ход, который лишил генерала Дуба экономической базы для возможной борьбы за власть.

От власти отодвигались люди, которые могли стать проблемой для ее передачи от отца к сыну. В 1995 г. Башар отправил в отставку командующего сирийским спецназом генерала Али Хейдара, сподвижника Хафеза Асада, объяснив это тем, что Хейдар «позволил себе неповиновение». В 2000 г. застрелился (как шутили злые языки, «тремя пулями в голову») председатель кабинета министров Махмуд аз-Зоаби, обвиненный в коррупции.

ЗАЩИТНИК ЛЮДЕЙ

Башар был не только борцом, он был и помощником, и спасителем. Башар возглавил бюро по рассмотрению жалоб граждан. Он активно общался с молодыми бизнесменами, среди которых было немало представителей правящей элиты, и помогал лоббировать их интересы. Кроме того, отец наделил его правом помилования, чтобы было яснее, кто в доме скоро станет хозяином.

Благодаря Башару в Сирии в 2000 г. появилась сотовая связь, а за два года до этого – интернет, пусть и с цензурой. Доступ к ряду сайтов был закрыт, а интернет-кафе обязаны были записывать активность посетителей. Постепенно рос авторитет Башара и на дипломатическом поприще. Хафез Асад сделал его ответственным за Ливан. Это считалось скорее внутренним делом Сирии: ведь войска этой страны были расквартированы в Ливане. К Башару зачастили министры, депутаты, бизнесмены из Бейрута. Внешнеполитический бенефис Башара состоялся в 1999 г. Он отправился в дипломатическое турне по Иордании, Саудовской Аравии, Кувейту, Бахрейну и Оману. Затем добрался до Франции. А потом стал принимать иностранные делегации вместо отца.

ЭКСПРЕСС В ПРЕЗИДЕНТЫ

Хафез Асад скончался от сердечной недостаточности в 69 лет, 10 июня 2000 г. Всего неделю он не дожил до первого за 15 лет съезда правящей партии «Баас», где Башар был бы избран ее главой. Это была уже вторая попытка: в конце 1999 г. съезд был отменен из-за здоровья Хафеза Асада.

Сложилась парадоксальная ситуация: у Башара практически не было официальных рычагов власти. Комментаторы принялись спекулировать на тему: не попытается ли кто перехватить пост президента? Например, высланный два года назад из страны брат Хафеза Асада Рифаат. Но все шло как по маслу.

В день смерти президента парламент собрался, чтобы экстренно снизить минимальный возраст для президента с 40 до 34 лет – как раз столько было Башару. 11 июня первый вице-президент страны Абдель Халим Хаддам, исполняющий обязанности президента, присвоил Башару самое высокое воинское звание в стране – генерал – и назначил верховным главнокомандующим. На съезде правящей партии «Баас» 17–20 июня Башара избрали генеральным секретарем партии. 27 июня Башар стал и. о. президента, а 10 июля на всенародном референдуме по избранию единственного кандидата за него проголосовало 97,29%. Люди резали пальцы, чтобы собственной кровью отметить на бюллетенях «за». По стране прокатились демонстрации, выражающие одновременно скорбь по ушедшему и поддержку новому президенту.

ПОЛУРЕФОРМАТОР

«С момента своего правления Башар заявил о себе как о стороннике рыночных преобразований и демократических реформ, политического плюрализма. Недаром начало его правления назвали «сирийской оттепелью», – говорит профессор кафедры востоковедения МГИМО Марина Сапронова. Официальная газета «Тишрин» 1 октября 2000 г., к изумлению граждан, напечатала передовицу сирийского экономиста, советника Башара Арефа Далила. Он доказывал, что однопартийная система власти неэффективна и мешает реформам. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Ахмедов отмечает, что практически все выступившие публично в поддержку реформ не были раньше замечены в антирежимной деятельности.

«Впервые за последние полвека в Сирии было разрешено издание частных газет, – писал Ахмедов. – Конечно, право на [их] издание было дано только трем из шести политических партий, сотрудничающих с «Баас» <...> Первая такая газета – «Нидаль аш-Шааб», издающаяся Сирийской коммунистической партией, вышла в начале января 2001 г.». Она с ходу раскритиковала намерение Башара разрешить работать частным банкам.

Из тюрем начали выпускать политзаключенных. Так, в ноябре 2000 г. было освобождено 600 человек. Начала работать комиссия по правам человека во главе с сирийским журналистом Ахтамом Наисой, семь лет проведшим за решеткой за критику режима.

Открывались негосударственные университеты. Люди стали открыто собираться и обсуждать реформы. Не всегда в лестном тоне. Башар приказал убрать свои портреты, порой занимающие целые стены зданий, с улиц.

«Но осуществить широкомасштабные реформы в сирийской экономике и политике на практике оказалось гораздо сложнее, – говорит Сапронова. – Можно говорить о том, что, несмотря на желание Башара Асада модернизировать политическую систему, он сам является ее заложником».

Главная проблема в том, что для дальнейшего проведения реформ надо совладать с влиятельной верхушкой, которая, собственно, и привела Башара на вершину власти. Басель, вероятно, сумел бы это сделать. Но у лондонского доктора не оказалось достаточно харизмы и силы воли.

На чересчур рьяных либералов посыпались разнообразные обвинения – от падения нравственности до измены родине. В 2001 г. были арестованы члены реформистского движения «Дамасская весна». «Если в декабре 2000 г., выступая перед активом сирийских спецслужб, [Башар] Асад высказался в том духе, что сирийские спецслужбы «имеют право знать, что делают эти люди» [активисты гражданских обществ], но «они не могут воспрепятствовать им делать это», то уже менее чем через три месяца, в феврале 2001 г., сирийский президент заговорил о том, что «терпение имеет границы» [имея в виду деятельность тех же активистов]», – пишет Ахмедов.

В разгар волнений, выступая в конце марта 2011 г. в парламенте, Башар с некоторой горечью напомнил, что давно является сторонником реформ. Правда, не упомянул, почему эти реформы затормозились, хотя нельзя сказать, что совсем сошли на нет.

Башар в 2001 и 2003 гг. распускал правительство, в итоге в нем появились гражданские служащие, а не только военные. На выборах 2003 г. в парламент прошли независимые кандидаты, хотя подавляющее большинство мест по-прежнему занимали члены правящей коалиции «Патриотический народный фронт». Начались даже разговоры об альтернативных президентских выборах, но в 2007 г. Башар снова оказался единственным кандидатом. Он набрал 97,62% голосов.

БУНТ

В марте 2011 г. в пограничном с Иорданией городе Дераа начались серьезные уличные беспорядки. Постепенно они распространились по всей стране. «В сирийских волнениях гораздо более значимую роль, чем в других арабских странах, играет внешний фактор: есть силы, заинтересованные в падении режима, – считает Сапронова. – Союзнические отношения Сирии с Ираном, ее политика в Ливане, поддержка «Хезболлы» и радикальных палестинских группировок, включая «Хамас», делают эту страну фактически последним оплотом противостояния гегемонии США и Израиля в регионе. Сирия была одной из первых стран, которую включили в «ось зла» <...> Все это на руку и Саудовской Аравии: конец баасистского режима в Дамаске лишит Иран своего единственного и последовательного союзника на ближневосточном геополитическом пространстве.»

По словам Сапроновой, Башар в самом начале волнений пошел на очень серьезные уступки оппозиции. Он распустил правительство и суд по делам о государственной безопасности, отменил чрезвычайное положение, действовавшее в стране с 1963 г., предоставил курдам гражданские права, повысил зарплаты и пособия, пообещал проведение политических реформ, либерализацию экономики.

Правда, 9 из 25 министров нового правительства работали и в старом, а на смену чрезвычайному положению правительство готовит похожий на него «антитеррористический режим». Теперь весь мир гадает, сумеет ли Башар Асад удержаться у власти. С одной стороны, должен, доказывал в марте Майкл Бреннинг, директор иерусалимского отделения Фонда имени Фридриха Эберта, на страницах американского журнала Foreign Affairs. На всех ключевых постах – верные ему алавиты. Контакты с внешним миром минимальны, что затрудняет Западу возможность влиять на ситуацию. Оппозиционеры не слишком популярны. Государство стремится к социализму и исповедует уравнительный принцип, так что пропасть неравенства в стране не так велика. Когда во время войны в Ливане, а потом в Ираке беженцы хлынули в Сирию, ее население воочию убедилось в том, что худой мир лучше доброй заварушки. Армия поддерживает Башара, а Асады не стесняются применять силу. В 1982 г. его отец искоренил терроризм, атаковав с помощью танков и артиллерии сирийский город Хама, считавшийся анклавом «братьев-мусульман». Сам Башар в 2004 г. жестоко подавил протесты курдов. Сейчас правозащитники говорят о 1100 погибших.

С другой стороны, в мае тот же самый Бреннинг на страницах того же журнала Foreign Affairs был не так оптимистичен и склонялся к мысли, что все вышеперечисленные факты просто оттягивают реализацию египетского или тунисского сценария. Как бы то ни было, в отличие от лидеров этих стран у «доктора» (так в Сирии называют уважаемых и образованных людей независимо от наличия медицинского диплома) Башара еще есть шансы вернуть страну к стабильности.