«Правые» под запретом

В России может быть запрещен оборот вновь ввезенных праворульных машин. Такое предложение содержится в проекте техрегламента транспортных средств. Правительство сможет устанавливать исключения из правила

Проект нового техрегламента для стран Таможенного союза (подготовлен ФГУП «НАМИ», копия есть у «Ведомостей») запрещает «выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления». Такую машину, ввезенную после вступления техрегламента в силу, нельзя будет поставить на учет. В самом документе лишь два исключения из правила – машины, предназначенные для коммунального хозяйства и содержания дорог. Но он позволяет правительствам расширять список исключений и вносить в него любые автомобили, кроме автобусов.

Такой запрет уже действует в Казахстане и Белоруссии. Обсуждение запрета «праворульных» машин при подготовке российского техрегламента в 2009 г. вызвало акции протеста автомобилистов, в первую очередь на Дальнем Востоке.

По словам директора департамента Минпромторга (курирует разработку документа) Алексея Рахманова, межведомственные совещания по регламенту будут проходить следующие две недели, 4 августа его планируется рассмотреть на встрече с белорусскими и казахстанскими коллегами. Правда, единой позиции по правому рулю нет внутри российского правительства – против запрета выступило Минэкономразвития. Норма представляется избыточной, говорится в заключении министерства: нет доказательств, что праворульные машины опаснее для жизни и здоровья, чем леворульные. А если разрешить странам Таможенного союза устанавливать исключения, то норму станут обходить: машину с рулем справа можно будет купить в стране, где их оборот разрешен, и ездить в стране, где запрещен.

Представители НАМИ согласились с большинством замечаний Минэкономразвития, за исключением позиции по праворульным машинам, констатирует министерство. В подготовленной редакции учитываются интересы всех сторон, считает замгендиректора НАМИ Борис Кисуленко: общее правило – запрет на выпуск в обращение, но российские власти могут сохранить действующий в стране порядок для всех машин, кроме автобусов. Предложенная НАМИ редакция позволяет принять политическое решение о снятии ограничений на праворульные машины, говорит и Рахманов, а национальных изъятий, например по экологическому классу автомобилей и топливу, не избежать. Позицию Минпромторга по запрету праворульных машин он не комментирует. Готовятся разные рабочие документы, темы запрета праворульных машин в повестке правительства нет, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.

Большую опасность машин с рулем справа доказывает статистика ГАИ, считает Кисуленко. Есть проблемы при обгоне по встречной полосе, ослепляются водители встречных машин, а специальные зеркала и наклейки на фары устанавливают далеко не все владельцы праворульных машин, добавляет он. «Рассказы про опасность праворульных машин – сказки», – парирует лидер движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, аварийность в Дальневосточном округе на уровне средней по России, зато смертей меньше, так как на «японках» хорошая защита водителей. По данным ГИБДД за 2010 г., в среднем по России в каждом из 7,5 ДТП гибнет один человек, на Дальнем Востоке – в каждом восьмом, а, например, в Чечне – чаще, чем в каждом втором (1,75). «Какая разница, с какой стороны находится руль? Да хоть посередине – разницы нет никакой», – критикует идею и Антон Данилов-Данильян из «Деловой России».

С 2009 г. на Дальнем Востоке японские и корейские машины с левым рулем (Toyota, SsangYong) собирает «Соллерс», а железнодорожная перевозка в регион значительной части собираемых в других частях России машин дотируется из бюджета. Компании отрицают заинтересованность в запрете. Продажи SsangYong растут, на Дальнем Востоке продается по 100 автомобилей в месяц и новые ограничения вряд ли приведут к заметному росту спроса, считает представитель «Соллерса». «АвтоВАЗ» запрет праворульных автомобилей не лоббировал, уверяет и директор по внешним связям компании Игорь Буренков. Дальневосточный рынок интересен компании, она готова платить работающим там дилерам более высокую комиссию, но объемы продаж Lada в регионе несравнимы с продажами в центральной части России, так что запрет существенно не скажется на деятельности «АвтоВАЗа», объясняет он.