Старье – на вылет

Президент Дмитрий Медведев предложил вслед за Ту-134 избавиться и от Ан-24. Им на смену могли бы прийти российско-украинские Ан-140, но их серийное производство так и не началось
ИТАР-ТАСС

О необходимости прекратить полеты на Ан-24 Медведев заявил после катастрофы такого самолета авиакомпании «Ангара», произошедшей вчера. По данным агентства «Прайм», в 8.30 утра понедельника летевший по маршруту Томск – Сургут самолет, на борту которого находились 33 пассажира и четыре члена экипажа, совершил вынужденную посадку на воду в бассейне Оби на границе Томской области и Ханты-Мансийского автономного округа, в 63 км от Нижневартовска. В результате шесть человек погибли, один пропал без вести, еще 20 человек доставлены в больницу. По предварительным данным, причиной посадки стал пожар в левом двигателе. По факту катастрофы Западно-Сибирская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), сообщила Генпрокуратура.

«С учетом того, что мы меняем парк самолетов, такие же подходы (как к Ту-134) предлагаю распространить на Ан-24», – заявил Медведев (цитата по kremlin.ru). В конце июня после катастрофы Ту-134 авиакомпании «Русэйр» рядом с Петрозаводском, когда погибли 45 человек и пострадали еще семь, президент поручил Минтрансу подготовить вывод таких самолетов из эксплуатации на регулярных линиях с 2012 г. В начале июля министр транспорта Игорь Левитин заявил, что с 1 января в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил будет запрещена эксплуатация самолетов с газотурбинными двигателями вместимостью более девяти пассажиров (это Ту-134, Ан-24, Як-40 и др.), не оборудованных системами предупреждения о возможности столкновения с землей или в воздухе.

Минтранс получил поручение Медведева о выводе Ан-24 из эксплуатации, рассказал представитель министерства. Планируется запретить полеты Ан-24, не оборудованных современными системами безопасности, на регулярных рейсах, но они могут использоваться для выполнения чартерных, сообщило ведомство.

Всего, по данным Росавиации, в России сейчас летают 99 Ан-24 всех модификаций, крупнейшим их эксплуатантом является «Ютэйр» – в парке его «дочки» «Ютэйр-экспресс» 23 таких самолета. В апреле авиакомпания заключила договор на поставку 20 франко-итальянских турбовинтовых ATR-72-500 вместимостью 68–74 пассажира, которые могут использоваться вместо Ан-24, эти самолеты должны поступить в распоряжение перевозчика в 2011–2012 гг. Получить комментарии представителей «Ютэйр» и других эксплуатантов Ан-24 – авиакомпаний «Нордавиа», «Якутия», «Ямал», «Сахалинские авиатрассы» – не удалось, представители «Ижавиа» и «Алросы» не ответили на запросы «Ведомостей».

До выяснения причин каждой катастрофы первому лицу государства странно делать заявления о том, что нужно вывести из эксплуатации тот или иной тип самолетов, это создает давление на специалистов, удивляется глава аналитической службы «Авиапорта» Олег Пантелеев. Скорее всего, Медведев таким образом стимулирует обновление парка – в первую очередь аналогичными турбовинтовыми самолетами Ан-140, которые выпускает самарский «Авиакор» (входит в «Русские машины» Олега Дерипаски) и Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП), отмечает он. Однако производство этих самолетов штучное (с 1999 г. было собрано 19 лайнеров), а государство не делает ничего, чтобы стимулировать спрос авиакомпаний на эти машины и помочь производителю запустить их в серию, указывает Пантелеев. «Авиакор» способен собирать по шесть Ан-140 в год, а при наличии заказов и дополнительных инвестициях может расширить производство до 15–20 машин в год, что в течение пяти лет может удовлетворить российский спрос на подобные самолеты, уверяет представитель «Русских машин». Запрос «Ведомостей» в ХГАПП остался без ответа.