Номер пять

Одной из лучших программ нынешнего фестиваля в Зальцбурге стала концертная. Помимо проверенных образцов здесь звучит и авангард. Проект «Континент» проводится в пятый раз и посвящен классикам музыки ХХ века
Silvia Lelli

В программе «Континента» – этого мини-фестиваля современной музыки внутри большого зальцбургского фестиваля – произведения уже звучавших здесь ранее авторов, таких как Эдгар Варез, Джачинто Шелси и Сальваторе Шаррино, и «новички» вроде Георга Хааса или рано умерших авторов послевоенной поры Жерара Гризе и Клода Вивье. На некоторые концерты билеты исчезли едва ли не сразу – как на «Прометея» Луиджи Ноно, исполненного под управлением Инго Мецмахера и ассистировавшей ему Матильды Хофман: расположение четырех инструментальных групп и певцов в церкви, где пели «Прометея», было настолько сложным, что потребовалось два дирижера.

Для интенданта Маркуса Хинтерхойзера возобновлением опуса Ноно замкнулся жизненный круг: «Прометей» был первым организованным им здесь проектом, а в этом году он покидает фестиваль. В 1993 году Хинтерхойзер сумел убедить тогдашнего интенданта в необходимости появления в афише современной и радикальной музыки, почти не игравшейся в Зальцбурге времен Караяна. Фамилия интенданта была Мортье, он легко пошел на эксперимент. Исполнение «Прометея» стало классическим, а фотография репетиции с юным Мецмахером у стола с микшерами (Ноно использовал электронику) украшает сегодня выставки и каталоги по истории фестиваля.

Те, кто слышал «Прометея» в 1993 году, утверждают, что нынешнее исполнение по силе впечатления мало в чем ему уступает, не зря Мецмахер вошел за эти годы в мировую элиту и с равным успехом дирижирует классикой и авангардом (24 октября он в очередной раз выступит с Российским национальным оркестром в Москве). Как и большинство из восьми концертов «Континента», Ноно играли в Коллегиенкирхе, хотя и есть несколько исключений. Так, исполнение Третьего квартета Хааса перенесли в альтернативное пространство – клуб, расположенный в пещере в скале, где фестиваль раньше не играл. По мысли автора, квартет должен звучать в абсолютной темноте, которую не создашь в обычном зале.

А показанный в рамках «Континента» спектакль Саши Вальц Continu шел в Фестшпильхаусе. Вальц поставила балеты на музыку Ксенакиса и Вивье, а также Вареза. Ее во многом вдохновили прежние «Континенты», где звучала варезовская «Аркана». Один из двух написанных Варезом опусов для оркестра – «Аркана» предложила 1920-м годам принципиально другие пути развития, чем музыка неоклассицистов. Саша Вальц, которая в общественном сознании заняла после смерти Пины Бауш ее место на танцевальном Олимпе, хореографически оценила этот новаторский порыв композитора, создав эпохальную в своем роде балет-фреску. Критики называют ее «Весной священной» нашего времени – или по крайней мере приготовлением к ней.

Говорят, зальцбургская публика консервативна и не хочет ни к чему пробуждаться, она довольна своим состоянием, как моральным, так и материальным. Что ей концепции режиссеров и «разговоры вокруг»? Но «Континент» показывает, что искусство может многое, в том числе «Пробудить слух, зрение, человеческую мысль» (это девиз Зальцбурга-2011). Публику невозможно предугадать, но ее можно воспитывать. У Хинтерхойзера в его первый интендантский год сразу все сложилось – и яркая концертная программа, и довольно сбалансированная оперная (здесь, правда, лишь одна очевидная удача – «Средство Макропулоса» в постановке Салонена и Марталера). Обидно, что уроженец Зальцбурга, специалист, выращенный самим фестивалем, он так и не получил многолетний контракт, лишь на год – неслыханное дело! Говорят, политические звезды не так сошлись на небосклоне – и предпочтение в очередной раз отдали старым, проверенным кадрам, на этот раз Александеру Перейре. В 2014 году Хинтерхойзер возглавит весенний Венский фестиваль, его планы на ближайшие три года пока не объявлены.