57% работодателей считают, что российские выпускники не готовы к трудовой жизни

Работодатели, недовольные уровнем подготовки выпускников, открывают собственные колледжи при производстве, чтобы обеспечить себя подходящими кадрами

Пока работодатели и представители государственных учебных заведений ищут точки соприкосновения, некоторые компании решают кадровый вопрос, открывая собственные учебные заведения. Впрочем, удовольствие это не из дешевых. В сентябре Челябинский трубопроводный завод (ЧТПЗ) открыл собственный центр обучения в Первоуральске. В проект инвестируется около 700 млн руб. По словам Алексея Дронова, операционного директора ОАО «ЧТПЗ», компания решила построить центр, столкнувшись с дефицитом высококвалифицированных специалистов при открытии электросталеплавильного комплекса «Железный Озон 32» и финишного центра. Новые производства потребовали привлечения более 700 человек, способных работать на новейшем оборудовании, которое в Европе эксплуатируется на считанных предприятиях. Поэтому на ЧТПЗ посчитали, что проще будет обучить работе студентов техникума, чем по всей стране искать готовых специалистов. Половину времени студенты будут получать теоретические знания в здании металлургического колледжа. Практические знания они получат на территории завода – в здании нового строящегося учебного цеха. В цех уже завозятся новые немецкие тренажеры-имитаторы Festo. На первом потоке будут учиться техники-технологи (вальцовщики стана горячего и холодного проката труб, термисты, резчики труб и заготовок), операторы станков с ЧПУ, слесари-ремотники и проч. – общей численностью 100 человек.

На этой неделе на совещании в Ульяновской области президент Дмитрий Медведев в очередной раз напомнил, что без квалифицированных кадров России не видать современной модернизационной экономики. Он посетовал, что российская образовательная система до сих пор готовит кадры, в которых экономика давно не нуждается, тогда как на рынке труда ощущается дефицит инженерных и технических кадров. По его словам, «одним из критериев работы вузов должен стать показатель трудоустройства выпускников и их работы по специальности в течение трех лет после обучения». Президент дал поручение во всех государственных вузах создать центры содействия занятости и предложил обсудить, как стимулировать к такой работе и бизнес.

Центр – не панацея

«Во многих вузах подобные центры уже есть, – комментирует поручение президента Ирина Абанкина, директор Института развития образования ГУ-ВШЭ. – Существуют договоренности с компаниями и рекрутинговыми агентствами, но это касается прежде всего крупных вузов и крупнейших работодателей». По мнению Абанкиной, инициатива Медведева, возможно, станет толчком для создания подобных центров во всех государственных вузах, но кадровую проблему не решить лишь реформами образовательной системы.

Абанкина сетует, что российский бизнес предпочитает выпускникам уже опытных работников со стажем – по данным исследования ВШЭ, в прошлом году не более 10% трудоустроенных в стране были выпускниками. Другой проблемой, на ее взгляд, является отсутствие в экономике достаточного количества современных рабочих мест: многие предприятия до сих пор работают на старом оборудовании по технологиям прошлого века.

По данным Роструда, в январе – августе 2011 г. на организацию стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы заключены договоры на общую сумму 1540,5 млн руб. Численность участников по заключенным договорам составила 46 900 человек. Фактически участвуют в мероприятии 36 300 выпускников профессиональных образовательных учреждений всех уровней образования и 19 300 наставников. Кассовые расходы составили 433,7 млн руб. Стажировки прошли (без учета наставников) в 2009 г. – 49 400 выпускников, в 2010 г. – 71 800 выпускников.

Налицо несоответствие

Работодатели часто сетуют на несоответствие уровня знаний выпускников требованиям производства, во всяком случае так заявили 57% менеджеров по персоналу 1000 компаний, опрошенных в сентябре исследовательским центром Superjob.ru. Только 22% респондентов были удовлетворены подготовкой выпускников, остальные затруднились с ответом. У самих же выпускников иное мнение: 69% из 2156 опрошенных летом рекрутерами «Анкора» молодых специалистов были уверены, что подготовка в их вузах соответствует требованиям рынка. Только треть (31%) студентов и выпускников посчитали, что их вуз не готовит специалистов должного уровня. Правда, большинство студентов сетовали, что найти работу им будет трудно: 40% опрошенных уверены, что процесс трудоустройства после окончания вуза занимает в среднем от двух месяцев до полугода.

Научат сами

Через год по совместной с предприятием программе колледж планирует принять на обучение уже 200 человек, которые получат специальности слесарь-гидравлик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, наладчик автоматических линий и агрегатных станков, оператор машины непрерывного литья заготовки и др. «Уже сегодня мы хорошо видим, каких специалистов для какого типа оборудования стоит готовить, и строим планы обучения в соответствии с производственной программой», – говорит Дронов.

«Если со своей социальной ролью на рынке труда в кризис государство с успехом справилось, то с управлением трудовыми ресурсами справиться будет сложно», – уверен ведущий экономист ЦМАКП Игорь Поляков. Он напоминает, что кроме отсутствия прямых рычагов управления рынком труда у государства пока нет возможности эффективно стимулировать появление новых высокотехнологичных рабочих мест. С другой стороны, сегодня и у граждан слишком часто отсутствуют стимулы идти в производство. Если в высокомаржинальных отраслях (газо- и нефтедобыча, банковский сектор и даже торговля), перспективы развития карьеры очевидны, то в ситуации нестабильной экономики и низких окладов мало кто решится строить карьеру на производстве. И не учитывать этот аспект невозможно, предупреждает эксперт.