Накрыло спросом

Дилеры оказались не готовы к взрывному росту продаж новых автомобилей. Они страдают от дефицита продавцов и перегруженности сервисных центров

За восемь месяцев 2011 г. в Петербурге продано 119 380 новых автомобилей, на 49% больше, чем за тот же период прошлого года, говорится в отчете «AutoDealer-СПб». Рынок уже переживал подобный бум. В 2007 г. объем продаж иномарок в Петербурге вырос почти на 70% по сравнению с 2008 г., а в 2008 г. – на 50% по отношению к 2007 г., свидетельствуют данные «Автостата». В 2009 г. наступил резкий спад, только к концу 2009 – началу 2010 г. продажи постепенно начали восстанавливаться и в середине этого года практически вернулись на докризисный уровень.

Некому продавать

Существенные колебания в объемах продаж создают проблемы для дилеров, рассказывает директор по продажам холдинга Wagner (дилеры Volkswagen и Skoda) Юрий Терентьев. По его словам, перед продавцами машин встал вопрос о найме дополнительного персонала, в первую очередь менеджеров по продажам.

В кризис менеджеры по продажам стали сами покидать автоцентры: их доход, 50–60% которого обычно составляют комиссионные, сократился почти вполовину, рассказывает руководитель дилерского центра одной из массовых марок. По его словам, в разных компаниях отделы продаж за 2009 г. сократились на 10–20%. «Атлант-М Лахта» увольняла не самых лучших, хорошие продавцы все равно находили покупателей и их доход снизился незначительно, говорит гендиректор компании Евгений Пекарский. Во время кризиса дилеры избавились от балласта, набранного в период бурного роста продаж, объясняет он. Его компания в этом году наняла четырех новых менеджеров по продажам, сейчас в отделе работает около 20 человек. В дилерских центрах «Аларм моторс» открыто около 10 вакансий продавцов, несмотря на то что кандидатов достаточно, выбрать хорошего менеджера очень сложно, считает гендиректор холдинга Роман Слуцкий. Гораздо эффективнее вырастить сотрудника внутри компании, но в условиях взрыва продаж времени на это нет, добавляет он.

По данным портала Superjob.ru, на одну вакансию в отделе продаж дилерского центра приходится 8,2 резюме соискателей, работодатели предлагают зарплату в 32 000–50 000 руб. Менеджер по продажам – самая распространенная вакансия в отрасли, она занимает около половины позиций на рынке, говорит руководитель отдела аналитики Superjob.ru Валерия Чернецова. Средняя зарплата продавцов автомобилей с сентября 2010 г. выросла незначительно – с 32 500 до 35 000 руб., подсчитали в «HeadHunter Санкт-Петербург».

Негде ремонтировать

Из-за растущих продаж сервисные центры дилеров перегружены, механики не успевают качественно провести предпродажную подготовку новых машин и обслужить гарантийные, говорит руководитель дилера одной из массовых марок. Это приводит к повторным обращениям и, в свою очередь, к еще большей перегрузке сервиса, объясняет он. Сервисные станции в холдинге Wagner загружены более чем на 100%, говорит Терентьев.

Сервисные центры и в кризис не простаивали, мастера почти не увольнялись, поскольку надо было обслуживать машины, проданные в 2007–2008 гг., рассказывает руководитель петербургского представительства федерального дилерского холдинга. Но резко возросший поток машин в этом году зачастую приводит к сбоям в работе сервисов и дефициту запчастей, подтверждает он. Недовольные клиенты оставляют негативные отзывы дистрибуторам, что в перспективе может привести к ухудшению отношений с поставщиком автомобилей, объясняет он.

Количество негативных отзывов о работе дилеров и их сервисных станций пропорционально росту продаж, подтверждает сотрудник одного из дистрибуторов европейской марки. Дистрибутор следит за этим, добавляет он. По словам собеседника «Ведомостей», дилеру, на которого поступает непропорционально высокое количество жалоб, могут предложить заменить оборудование сервисного центра или дополнительно обучить персонал.

Если дилер не справляется с объемами продаж, дистрибутор может даже урезать ему квоту на поставку машин на ближайший квартал или полугодие, передав ее конкуренту, говорит сотрудник импортера одной из азиатских марок. Самая большая санкция проштрафившемуся ритейлеру – расторжение договора, но в реальности до этого дело не доходит, добавляет он.