Опасная дружба

Дружбу и работу лучше не смешивать. Министр обороны Великобритании Лайам Фокс слишком много позволял своему закадычному другу и рискует лишиться поста, а премьер-министр Дэвид Кэмерон вынужден отбиваться от нападок оппозиции – мол, его кабинет стал раем для лоббистов
AFP

Дэвид Кэмерон рискует потерять одного из членов кабинета. Лайама Фокса обвиняют в том, что он смешал деловые интересы и дружбу. Он и не отрицает: «Учитывая деловые интересы [моего друга Адама] Верити в сфере обороны, мои частые контакты с ним могут создать впечатление злоупотребления служебным положением». Естественно, это только впечатление, уверяет министр обороны Лайам Фокс.

Выглядит и впрямь подозрительно. Верити, хотя не работал ни в одном из министерств Великобритании, раздавал визитки с должностью «советник министра обороны», присутствовал на деловых встречах даже тогда, когда Фокс не брал с собой никого из подчиненных, и считался тем человеком, с которым стоит познакомиться, если ищешь встречи с министром. Но пока нет никаких доказательств того, что Верити получал какие-то материальные выгоды для себя.

В понедельник Кэмерон потребовал представить ему предварительные итоги расследования характера отношений между министром и его другом. Итоговый доклад ожидается 21 октября. Больше всего политиков интересует вопрос, зарабатывал ли Фокс на своем положении. Но даже если он не получил ни пенса, скандала не миновать, если будет доказано, что Фокс нарушил правила поведения чиновника и поставил под угрозу безопасность государства. Например, предоставив доступ к госсекретам посторонним. Именно в этом его обвиняют британские газеты, из-за публикаций которых и разгорелся скандал. Дело пахнет серьезным политическим противостоянием. Оппозиция намерена добиваться отставки Фокса, а Кэмерон, инициируя расследование, подчеркнул, что оно должно снять подозрения с его министра. Вчера он извинялся и оправдывался перед парламентом, но оппозиции этого недостаточно, она жаждет крови.

Один из ключевых эпизодов нынешней истории начался с разногласий, вызванных неспособностью американского холдинга 3М найти коммерческое применение BacLite, закупленному им у британцев диагностическому тесту для выявления внутрибольничной инфекции – золотистого стафилококка. Разработка казалась перспективной – тест дешевле и работает быстрее, чем другие существующие методики. BacLite – разработка британских военных ученых. Продажей его и других технологий за рубеж занимается давний партнер минобороны – фирма Porton Group. Последней владеет британец Харви Болтер, резидент Дубая.

3М получила право три года продавать BacLite, купив у Болтера часть акций компании, которой принадлежал патент. Взамен американцы взяли на себя обязанность сертифицировать методику в США, Канаде и Австралии. Но этого-то они сделать и не смогли: испытания в Америке дали неоднозначные результаты. Теперь 3М и Болтер судятся. Болтер настаивает на возмещении упущенной выгоды, 3М парирует, что и так вынуждена была потратить слишком много средств на проект, ведь она не могла закрыть его без согласия Болтера.

Болтер с удовольствием обсудил бы этот и некоторые другие вопросы лично с министром обороны. Но как добиться аудиенции? В апреле 2011 г. Болтер встретился с Верити в роскошном дубайском отеле «Шангри-ла». Они говорили около часа, причем не только о BacLite, но и о других интересах фирмы. В том числе о криптотелефоне Cellcrypt, в разработку которого инвестирует Porton. Болтер мечтает, чтобы телефон широко использовался в зарубежных операциях. Он считает, что все звонки солдат домой должны идти только по зашифрованным каналам, чтобы талибы и прочие неприятели не узнали путем перехватов о готовящихся операциях.

Верити недаром интересовал Болтера: среди лоббистов, ищущих встречи с министром обороны, Верити считается «тем, кто нам нужен», пишет Times. И действительно, в своем дневнике Болтер пишет, что в конце апрельской встречи в зал вошел сам Фокс. Они успели пожать друг другу руки, и на этом первое знакомство с британским министром подошло к концу.

Но потом Верити вышел на связь и сказал, что их разговор заинтересовал босса. В июне в том же отеле состоялась 45-минутная встреча с Фоксом. В основное время разговор шел о Cellcrypt. И только в конце вскользь были затронуты суды с 3M. Обе встречи произошли случайно, парирует Фокс.

Но даже короткого разговора о 3M хватило для нового скандала. Guardian опубликовала выдержки из e-mail, отправленного Болтером юристам 3M через несколько часов после встречи. Там говорится: «У меня была 45-минутная встреча с Лайамом Фоксом, министром обороны Великобритании, по нашей любимой теме <...> По итогам встречи вам следует знать, что кабинет Дэвида Кэмерона вскоре может обсудить довольно щекотливую ситуацию с присвоением Джорджу рыцарского титула».

Встреча состоялась 17 июня. А на официальном дне рождения британской королевы 11 июня 2011 г. Джордж Бакли, первый не американец на посту гендиректора 3M, получил рыцарский титул. Болтер писал, что в сложившейся непростой ситуации спасти лицо минобороны помогут $30 млн, утверждает The Guardian и добавляет, что в итоге Фокса могут вызвать свидетелем в американский суд по делу о шантаже 3M.

Фокс был министром здравоохранения и министром иностранных дел Великобритании. Правда, в теневом кабинете консерваторов. В настоящем правительстве он занял пост министра обороны.

Фокс родился в 1961 г. в Шотландии. В 1983 г. окончил медицинскую школу Университета Глазго. Студентом увлекался политикой и возглавлял университетскую ассоциацию консерваторов. После окончания вуза вместо медицинской Фокс продолжает строить партийную карьеру. В 1984 г. вчерашний студент участвует в выборах в муниципальный совет родного города Ист-Килбрайд, но проигрывает. В 1987 г. участвует уже в выборах в палату общин Великобритании – и снова проигрывает. Но не сдается и в 1992 г. получает заветный депутатский мандат. После этого обязанности Фокса меняются каждый год.

В 1993 г. он становится личным парламентским секретарем министра внутренних дел. В 1994 г. – помощником главного организатора парламентской фракции партии, а в 1995 г. – самим главным организатором. В 1996 г. – парламентским заместителем министра иностранных дел. В 1997 г. – парламентским представителем по конституционным вопросам.

И в 1998 г. Фокс впервые стал министром. Учитывая его специализацию в университете и то, что он успел поработать штатским врачом в армии, его сделали теневым министром здравоохранения. В 2003 г. он отвечал за предвыборную кампанию Майкла Говарда, выдвигавшегося на пост лидера консерваторов. Тот выиграл, и в 2003–2005 гг. Фокс был сопредседателем тори. В 2005 г. Фокс снова работал теневым министром. На этот раз иностранных дел. А в 2005 г. сам решил биться за лидерство у тори – пост сопредседателя не давал возможности определять политику партии. Но проиграл – стал третьим после Дэвида Дэвиса и Дэвида Кэмерона. Зато остался министром. Правда, теневым министром – уже обороны. А в мае 2010 г. теневой пост превратился в реальный.

Верити почти на 17 лет младше Фокса. Он родился в 1978 г., тоже в Шотландии. Окончил Эдинбургский университет. Они познакомились в конце 1990-х гг., когда Фокс, в то время спикер теневого кабинета по конституционным вопросам, читал в университете лекцию. Политик и студент разговорились и нашли, что у них много общего во взглядах на политику. Окончив университет, Верити отправился покорять столицу. На первых порах его бесплатно приютил в своей служебной квартире Фокс. «Он занимал гостевую спальню несколько месяцев в 2002–2003 гг.», – не возражает Фокс.

Верити даже указал адрес служебной квартиры Фокса, когда регистрировал свою первую компанию, утверждает Би-би-си, добавляя, что всего Верити фигурирует в качестве директора или секретаря в семи разных компаниях. А The Telegraph едко замечает, что бизнес-интересы Верити варьировались от медицины до обороны, отражая карьеру его друга Фокса. Первым его бизнесом была компания Health Group Ltd. Как раз в 1999–2003 гг. Фокс был теневым министром здравоохранения (у Фокса одно время был пакет в этой компании, утверждает The Telegraph). «Когда Фокс стал теневым министром обороны, Верити добавил эту сферу к кругу своих интересов. Ничего незаконного, однако подозрительно», – пишет Guardian.

Успел Верити поработать и непосредственно на Фокса. Он был исполнительным директором в Великобритании (второй исполнительный директор работал в США) благотворительного фонда Atlantic Bridge, учрежденного Фоксом в 1997 г. Задачей фонда было способствовать установлению более прочных связей между Соединенным Королевством и США. Но в сентябре этого года британский фонд был закрыт. Комиссия по делам благотворительных организаций Великобритании посчитала, что он слишком политизирован для благотворительной организации.

В 2005 г. Верити стал шафером на свадьбе Фокса. Когда того назначили министром, они стали не разлей вода. За последние полтора года Верити 14 раз посещал минобороны, объявили газеты первые результаты расследования. На самом деле не менее 22, поправил их Фокс. Верити сопровождал друга в 18 из 48 зарубежных поездок. Нынешний скандал начался как раз с видео, выложенного 8 октября на сайте газеты Guardian. Видно, что на закрытых переговорах с президентом Шри-Ланки Махиндой Раджапаксе в 2010 г. присутствует Верити – и даже жмет президенту руку. А вот подчиненных Фокса на встрече нет. Верити представлялся как помощник министра обороны и даже писал это на визитках. Официально такую должность он не занимал. Теперь британская пресса полна карикатур и шуток про новый пост в британском правительстве – друг номер один министра такого-то.