Кто займется транспортной программой

Реализацией масштабной программы развития транспортной системы Москвы с бюджетом в 2 трлн руб. займется бизнесмен Максим Ликсутов

Вчера мэр Москвы Сергей Собянин произвел кадровые перестановки в транспортном комплексе. «Директором департамента транспорта назначен мой советник на общественных началах Максим Ликсутов», – сообщил он (цитата по «Интерфаксу»). До Ликсутова департамент возглавлял Николай Лямов, одновременно являющийся заместителем мэра по транспортным вопросам. Лямов останется замом, уточнил Собянин.

Совмещение должностей не позволяет уделять достаточно времени текущей деятельности, объясняет представитель правительства Москвы Гульнара Пенькова: «Развитие транспортной системы – приоритет, поэтому и было принято решение о разделении полномочий».

35-летний Ликсутов родился в Эстонии, у него эстонское и российское гражданство. В списке богатейших бизнесменов России журнала Forbes он занимает 189-е место с состоянием в $500 млн. Ликсутов входит в совет директоров «Трансмашхолдинга», возглавляет совет директоров «Аэроэкспресса», он также член правления эстонской Transgroup AS. В последней компании Ликсутову принадлежит доля (в числе его партнеров – Искандер Махмудов), не раз рассказывали сотрудники железнодорожных компаний, а Transgroup, в свою очередь, владеет долями в «Аэроэкспрессе», «Трансмашхолдинге» и еще ряде транспортных и инфраструктурных компаний.

Среди новых проектов, которые готовятся в Москве и Подмосковье, железнодорожная ветка между терминалами «Шереметьево» (с Transgroup идут переговоры), новый терминал «Аэроэкспресса» в «Домодедово», возможное участие в модернизации малого кольца МЖД. Вчера Ликсутов заявил информагентствам, что откажется от бизнеса «в пользу других акционеров».

Дозвониться до Ликсутова не удалось. Пенькова называет его «профессионалом с авторитетом у транспортников». Департамент транспорта он возглавляет в тот момент, когда московские власти приступают к реализации программы развития транспортной системы города. Она рассчитана на 2012–2016 гг., ее бюджет – 2,2 трлн руб., из которых 1,6 трлн потратит город, 17 млрд – федеральное правительство, а остальное дадут частные инвесторы. 883 млрд руб. планируется потратить на строительство и реконструкцию 474,7 и 19,5 км автомобильных дорог соответственно. 466 млрд руб. – на прокладку 75 км новых линий метро, замену эскалаторов и вагонов.

Ликсутов не первый человек из бизнеса в московском правительстве (см. врез). Успешный предприниматель не всегда становится успешным чиновником, предупреждает Игорь Николаев из ФБК. Если Ликсутов расстанется со своим бизнесом, то конфликта интересов формально не будет, но по существу он сохранится, считает Николаев: «Обычно предприниматели, перешедшие на госслужбу, сохраняют в той или иной форме контроль за своими бывшими активами».

Скорее всего, Ликсутов – младший партнер в бизнесе, с небольшой «менеджерской» долей, уверен гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Его назначение вряд ли сыграет решающую роль в развитии Transgroup, добавляет он: сейчас главный проект группы и ее владельцев – покупка контроля в операторе подмосковных электричек ЦППК (25% у правительства Москвы уже приобретено), который будет покупать продукцию «Трансмашхолдинга». А вот для самого Ликсутова новая работа будет нелегкой, считает Безбородов: он специалист в достаточно узкой области и в глобальных транспортных проблемах Москвы ему только предстоит разобраться.