Точка зрения: Подумать о городе


Прошедший год был самым важным за всю короткую историю рынка недвижимости страны. Впервые мы столкнулись с ситуаций, когда уже нет нужды строить, строить и строить. «Проектный эгоизм» был оправдан несколько лет назад, когда нужно было в максимально сжатые сроки предоставить растущему бизнесу адекватные площади. Сегодня девелоперу важно понимать, что его проект больше не ограничивается стенами здания. Развитие коммерческой недвижимости должно происходить в связке с городской инфраструктурой. В Москве коммерческая недвижимость стала неотъемлемой частью городской среды.

Самые прогрессивные девелоперы давно поняли, что для строительства исключительного проекта необходимо уделять внимание не только его техническим характеристикам, но и общественному пространству. Например, офисный квартал «Белая площадь» рядом с Белорусским вокзалом является ярким примером такой философии. Сейчас это не только один из самых востребованных бизнес-центров в городе, но и эпицентр новой городской среды, который был создан на месте заброшенных дворов и заборов. Такой подход принес и предсказуемый коммерческий эффект. В этом здании не только одни из самых высоких арендных ставок в городе. По инвестиционной привлекательности оно превосходит большинство качественных проектов.

В наследство от богатого индустриального прошлого Москве досталось более 15 000 га промышленных территорий, часть которых находится в центральной части города. Эти территории должны быть рекультивированы. Согласованная позиция города и инвесторов по развитию этого обширного наследства даст большое поле для инвестиционной деятельности на ближайшие периоды. В городе уже есть примеры успешного освоения промышленных территорий: деловой квартал «Красная Роза» (бывшая ткацкая фабрика), штаб-квартира «Вымпелкома» на Садовом кольце (бывший завод «Тизприбор»), деловой центр «Новоспасский двор», бизнес-центр «Фабрика Станиславского», «Аврора бизнес парк». Все это объекты, которые формируют городское пространство с учетом современных требований горожан и интересов инвесторов. Очевидно, что и у других промышленных территорий существует потенциал для интеграции их в жизнь города.

Москва, как и все города мира, конкурирует за таланты, инновации и инвестиции. Без внимания к созданию комфортной городской среды столица как глобальный деловой центр будет продолжать проигрывать Лондону, Сингапуру или Цюриху. И тут очень важно не изобретать велосипед, а воспользоваться существующим международным опытом.

Сейчас только ленивый не говорит о том, что строительная отрасль Москвы до недавнего времени была замкнутой системой с закрытым и непрозрачным процессом принятия решений, c правилами, которые отражали интересы ограниченного круга лиц, с полным неприятием «чужаков». Но рынок коммерческой недвижимости является глобальным, большинство инвестиций идет со стороны международных фондов. Поэтому Москва, отказываясь от глобально принятых правил игры и стратегий развития проектов, лишала себя возможности играть весомую роль в формировании активов международных фондов.

Система сдержек и противовесов, которая играет активную роль в саморегулировании рынка в большинстве развитых городов, в Москве не работала – ни банки, ни городская администрация не выполняли контролирующую функцию. Банки должны были отказывать в финансировании экономически нецелесообразным проектам, а власти – ограничивать развитие проектов, идущих вразрез с развитием городской инфраструктуры. Понятно, что, когда в градостроительной политике города стал преобладать прагматизм и здравый смысл и большинство инвестиционных проектов было пересмотрено, перед городом остро встал вопрос разработки сбалансированной стратегии развития, с четкими и понятными приоритетами.

Сейчас настало время для нового, более согласованного развития Москвы, где город будет расставлять приоритеты, прислушиваясь в равной мере к мнению бизнеса, инвесторов и горожан и привлекая к реализации проектов как российские, так и международные инвестиции, поддерживая собственным мощным финансовым ресурсом создание инфраструктурных и социально значимых объектов. А когда инвесторам будут понятны правила игры, то лучшие проекты будут рождаться в результате здоровой конкуренции идей.