«Автодор» станет ОАО


В следующем году некоммерческая госкомпания «Автодор» должна стать открытым акционерным обществом. Соответствующий законопроект опубликован на сайте Минтранса.

Госкомпания была создана в 2009 г. для развития платных дорог. Но в том же году президент Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию объявил форму госкорпораций бесперспективной и поручил реформировать их.

Согласно долгосрочной программе, до 2019 г. «Автодор» должен построить и отремонтировать примерно 1900 км автодорог и потратить на это 1,39 трлн руб., из них 977 млрд – государственная субсидия, еще 45 млрд даст инвестфонд, оставшееся – деньги частных инвесторов. За 2010–2011 гг. на строительство и ремонт «Автодор» получил от государства 72 млрд руб., еще 16 млрд – на доверительное управление, при этом «Автодор» привлек 23 млрд частных инвестиций.

Компания преобразуется в ОАО в течение полугода после вступления закона в силу. За это время ее наблюдательный совет должен подготовить порядок реорганизации, в том числе устав, определить размер уставного капитала и кандидатуры в совет директоров, которые потом утвердит правительство.

Функции и полномочия «Автодора» не изменятся: компания выступает заказчиком строительных и ремонтных работ, выкупает земельные участки, собирает плату за проезд и, главное, выступает концедентом в концессионных соглашениях на строительство или управление платными дорогами. Это, например, контракт с Северо-Западной концессионной компанией на строительство и управление новой платной трассой Москва – Петербург.

Теоретически акционерное общество создается для привлечения частных инвестиций в капитал, но пока таких планов нет, говорит зампред правления «Автодора» Сергей Кельбах. В любом случае приватизация – очень далекая перспектива, добавляет он, ведь речь идет о дорогах, государство обязано обеспечить транспортную доступность для всего населения, поэтому нужно оценить финансовые и правовые последствия прихода частного капитала, а пока «основной акционер есть и будет государство».

С точки зрения корпоративного управления лучше иметь и частных акционеров, считает партнер ФБК Игорь Николаев, это повышает и инвестиционную привлекательность компании. Но и само по себе преобразование «Автодора» из непонятной инвесторам формы в ОАО – правильный шаг, уверен Николаев.