Карман расширяется

Жители России не собираются экономить на праздниках: они готовы потратить на подарки, елки и новогодний стол на 12% больше, чем в прошлом году

Среднестатистический россиянин потратит на празднование Нового года 6953 руб. – на 12,7% больше, чем в прошлом году, выяснил ВЦИОМ, опросив 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 регионах России.

Самой весомой статьей расходов остаются подарки близким и друзьям, на которые респонденты собираются потратить 2497 руб. Это на 13,5% больше, чем в прошлом году (2200 руб. по результатам опроса в 2010 г.). Чуть дешевле обойдется новогодний стол – 2417 руб. (2141 руб. в 2010 г.). Расходы на детские елки и другие представления, посещение ресторанов увеличились до 2040 руб. с 1826 руб. год назад.

Списать прирост на повышение цен в этом году не получится – официальная инфляция по итогам года может не намного превысить 6%. Причина – в потребительском оптимизме и готовности тратить, решили исследователи рекрутингового портала Superjob.ru. По данным их опроса (3000 респондентов в 275 населенных пунктах), наступающие праздники будут самыми щедрыми за последние три года: если два года назад новогодний бюджет планировали увеличить всего 14% участников опроса, в 2010 г. – 19%, то в нынешнем году – 27%. 9% респондентов заявили, что собираются потратить более 10 000 руб. – в прошлом году подобную щедрость продемонстрировали лишь 6% опрошенных. «Время идет, и вещи дорожают», «появилось больше возможностей», объясняют участники опроса. Растет и стоимость приобретаемых подарков.

В реальности расходы на праздник могут оказаться еще выше. Январский опрос ВЦИОМ каждый год показывает, что реальные траты на праздник оказываются больше запланированных. В этом году, например, россияне признавались, что потратили на празднование Нового года в среднем 7466 руб. – на 21% больше, чем планировали (6168 руб.).

Для владельцев магазинов предновогодние недели становятся самым горячим периодом года. В декабре продажи «Азбуки вкуса» будут на 60% выше, чем в среднем за месяц, и на 45% выше, чем в ноябре, говорит представитель сети Игорь Ядрошников. При этом, по его словам, самый сильный рост продаж ожидается в категории алкоголя (на 99% в декабре по отношению к ноябрю), в том числе в сегменте игристых вин – на 380%. Продажи кондитерских изделий могут вырасти на 86%, свежих овощей, ягод и фруктов – на 35%, деликатесов – на 28%.

Родители в этом году потратят на подарки для своих детей в среднем на 5–7% больше, чем в прошлом, говорится еще в одном исследовании, проведенном сетью магазинов «Детский мир». По данным этого исследования, активнее всего увеличат траты в крупных российских городах – Санкт-Петербурге (+12%), Нижнем Новгороде (+11%) и Новосибирске (+6%). В Казани и Москве траты на игрушки вырастут примерно на 4%, но при этом размер потраченной на новогодние подарки суммы в столице будет значительно выше (на 25–30%), чем в российских городах.

Главный детский подарок – это игрушки, на них в предновогодний период приходится больше половины товарооборота сети, напоминает представитель «Детского мира» Елизавета Тотунова. По ее словам, в последний год спрос заметно растет на сложные интерактивные подарки – детские компьютеры, интерактивных, «почти как живых», попугаев, кошек, собак, кукол.

В целом наиболее популярными вариантами новогодних подарков, по данным ВЦИОМ, остаются сувениры (31%), конфеты, деликатесы и алкоголь (29%), игрушки (25%), парфюмерия, косметика и бижутерия (23%).