Как региональные департаменты популяризируют стартапы

Чего только не делают департаменты поддержки предпринимательства, дабы убедить потенциальных бизнесменов, что открыть свое дело – легко, а получить помощь – просто: организуют онлайн-заседания, устраивают конкурсы и реалити-шоу. Не выйдет ли такая популяризация боком, задаются вопросом эксперты
Д.Гришкин

В декабре 2011 г. Минэкономразвития выпустило рекомендации для департаментов поддержки малого бизнеса по содействию самозанятости и поддержки предпринимателей. Помимо полного перечисления программ господдержки и методических разъяснений для департаментов, в документе содержится целый ряд рекомендаций по продвижению этих самых программ. Например, для привлечения потенциальных предпринимателей министерство советует департаментам на местах действовать более креативно, организуя различные телепередачи, ток-шоу, конкурсы, задействовать интернет, печатные СМИ и даже рекламу в метро.

Надо сказать, наиболее продвинутые региональные департаменты поддержки предпринимателей начали действовать еще до получения рекомендаций свыше.

Пошли в телевизор

В начале декабря 2011 г. в Свердловской области начался отбор участников телевизионного шоу «Реальный стартап». В реалити-шоу смогут принять участие только действующие предприниматели – инициаторы инновационных проектов. Организатор шоу, Инфраструктурный хаб малого и среднего предпринимательства Свердловской области, основной задачей проекта считает необходимость рассказать жителям области о возможности реализации своего потенциала в бизнесе, а также помочь участникам найти партнеров, клиентов, единомышленников, всех тех, благодаря кому бизнес должен развиваться эффективнее.

По сценарию каждый герой составляет «карту» развития собственного бизнеса, на которой отмечаются все его шаги по пути развития. Суть шоу – в пристальном наблюдении за ежедневными действиями каждого участника, за тем, с какими трудностями и проблемами им придется столкнуться и, самое главное, какие решения они будут принимать в той или иной ситуации. Онлайн-заявки на участие уральские предприниматели могут подавать до 27 января. Отбор включает в себя рейтингование бизнес-проекта пользователями сети интернет, участие в конкурсных мероприятиях, открытый кастинг. Телевизионная версия стартует на «Областном телевидении» 19 марта 2012 г. «Вместе с участниками реалити-шоу мы сможем вживую прочувствовать каждый из моментов реализации бизнес-проекта, обсудить мотивацию принятия управленческих решений. Я надеюсь, это сможет подтолкнуть многих к открытию своего бизнеса и позволит избежать ряда ошибок», – говорит Максим Годовых, руководитель Инфрахаба.

«Я уже подал заявку и хотел бы поучаствовать в проекте. Мне интересен формат реалити-шоу с бизнес-тематикой, – признается Олег Лазарев, совладелец InCar Company. – Не думаю, что участие в проекте отвлечет от бизнеса, ведь это своего рода продвижение компании». Лазарев полагает, что такой проект действительно может привлечь бизнес-активных людей, так как многие начинающие предприниматели по тем или иным причинам не знают о том, что существует множество инструментов инфраструктурной поддержки со стороны хаба.

Интернет в помощь

Когда в феврале 2011 г. известный предприниматель Алексей Комиссаров был назначен руководителем департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы, он с удивлением обнаружил, что в столице почти нет желающих получить субсидии на развитие собственного дела. В течение месяца с заявками в департамент обращалось не более 10 человек. И освоить выделенный на программу поддержки бюджет не удавалось. Комиссаров говорит, что в бизнес-среде сложилось стойкое мнение, что получить финансирование можно только по знакомству и за откаты. И люди не видели смысла обращаться за помощью. За несколько месяцев ему удалось поменять систему выдачи госсубсидий, и ситуация в столице изменилась коренным образом.

«В первую очередь мне было важно показать, как все происходит на самом деле. Сделать систему выдачи субсидий максимально понятной и прозрачной, – рассказал «Ведомостям» Комиссаров, с июня 2011 г. возглавляющий объединенный департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы. – Мы изменили состав комиссии, которая принимает решение о выдаче финансирования. Теперь в ней практически нет чиновников – только представители общественных организаций и опытные бизнесмены. А сами заседания комиссии сделали открытыми».

Сейчас на такое заседание может прийти любой желающий, к тому же департамент обеспечивает прямую онлайн-трансляцию в интернете. К примеру, декабрьское заседание посмотрело в сети более 2000 человек. За прошедший год столичный департамент оказал поддержку (в виде субсидий) более чем 750 представителям малого и среднего бизнеса на сумму около 1 млрд руб. А количество заявок уже превышает возможности. Такую активизацию Комиссаров связывает именно с открытостью процедуры получения субсидии. «Люди поверили нам, что поддержка реальна», – резюмирует он.

Жертвы пропаганды

«Даже по опросам «Левада-центра» двухлетней давности около 60% населения положительно относится к малому бизнесу, а по последним замерам – одобряют малое предпринимательство уже больше 60% россиян, так что искусственно популяризировать малый бизнес не нужно, – убежден Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства. – По всем существующим оценкам, экономически активное население, которое вообще способно заниматься предпринимательской деятельностью, составляет 6–10%. И их привлекать шоу-программами уже не нужно».

Буев опасается, что активная популяризация легкости создания своего дела может привлечь большое количество людей, к такой деятельности попросту не способных. Они как раз и станут жертвами пропаганды. «Люди внушаемы. Они поверят, получат деньги на развитие и через полгода-год разорятся. Хорошо, если свое дело человек пытался делать на грант, но он мог получить и заемный ресурс, вылететь с треском и остаться всем должен», – делится опасениями Буев.

Годовых готов согласиться с мнением, что не все наделены предпринимательскими способностями и некоторые из тех, кто получает государственную поддержку, возможно, не смогут развить бизнес. Однако уверен, что успешность каждого конкретного человека можно проверить только на практике. «Я считаю, если финансовая поддержка на первых этапах необходима предприятию, ее можно предоставлять. Но для этого у инициатора должны быть хоть какие-то собственные ресурсы, к которым, кроме финансовых, я бы отнес бизнес-проект, управленческую команду, наличие опыта... Вот если ничего из этого нет, тогда можно помочь только одним – научить, как разработать бизнес-план, как сформировать команду, как привлечь денежные средства. Кстати, знания – это тоже полезный предпринимательский ресурс», – говорит Годовых.

«Это действительно повод для дискуссий, – поддерживает коллег Комиссаров. – Я не раз участвовал в спорах по этому поводу. И однозначной позиции нет. Зачастую субсидии действительно порождают некий инфантилизм. Именно поэтому мы даем субсидии только на условиях софинансирования проекта. У предпринимателя должно быть не менее 50% собственных средств, необходимых для реализации проекта. Он должен быть готов разделить риски, в этом случае его действия более осознанные».

При этом Комиссаров убежден, что даже у самых успешных предпринимателей бывали провальные проекты. Поэтому если у кого-то из начинающих не получилось, ставить на себе крест не стоит. В 2012 г. департамент Комиссарова планирует запустить две новые программы поддержки: наставничество для начинающих, куда волонтерами будут привлекать опытных успешных предпринимателей, и создание в столице коворкинг-центров, в которых предприниматели могли бы при необходимости арендовать офисное место на любое время, начиная от одного часа. В таких офисах возможно удалось бы создать и среду для общения, полагает эксперт.

«Комиссарову действительно удалось создать прозрачную процедуру получения грантов, и я допускаю, что она перестала быть коррумпированной. Во всяком случае, все разговоры на эту тему в предпринимательской среде прекратились, – свидетельствует Буев. – Но эффективность всех этих мер можно будет оценивать через год-полтора».