Протест на морозе

Петербургская акция «За честные выборы» 4 февраля собрала, по оценкам организаторов, 30 000 человек. Это втрое больше, чем митинг 10 декабря 2011 г., до сих пор считавшийся самым масштабным за последние 20 лет

После окончания субботнего мероприятия его организаторы (среди них были представители Объединенного гражданского фронта, Движения гражданских инициатив, «Другой России», «Солидарности») сообщили, что в нем участвовало около 30 000 человек. По словам представителя ГУ МВД, число собравшихся составило около 5000 человек.

Несмотря на ранее достигнутую оргкомитетом договоренность идти без знамен, в колонне было много красных и имперских флагов. Участники акции также несли с собой белые воздушные шары. Весь путь следования марша сопровождало большое количество полицейских. Мероприятие прошло без происшествий, задержанных не было, сообщил представитель ГУ МВД.

Все время шествия люди кричали «Путин – лыжи – Магадан!», «Третий срок – тюремный!», «Власть миллионам, а не миллионерам!», «Одно решение – сопротивление!» «Революция!» и националистические лозунги.

На Конюшенной площади, когда начался митинг, толпа стала быстро редеть – люди не выдерживали мороза, акция завершилась около 16.30.

Со сцены выступали писатели Андрей Битов, Герман Садулаев, историк Лев Лурье, журналист Дмитрий Губин. Лурье назвал представителей власти – премьера Владимира Путина и губернатора Георгия Полтавченко «тенями»: «Это анонимные люди! Тень, знай свое место!» – заключил Лурье. Губин посоветовал Путину найти хорошего адвоката, а Садулаев ответил премьеру за его сравнение белых ленточек с презервативами. «Мы не презервативы! Мы сперматозоиды, стремящиеся в новую жизнь! А власти – это гондоны, которые нас не пускают!» – восклицал он под одобрительные крики толпы. Выступавшие обещали снова собраться в феврале.

Раскол в рядах оппозиции продемонстрировал разразившийся прямо на сцене скандал с участием националистов. Представитель Русского имперского движения Николай Бондарик, получивший слово после Игоря Кочеткова из ЛГБТ-сообщества, заявил: «Очень неприятно выступать на этой сцене после пид...ра, я думаю, больше на этой сцене пид...в не будет!» Далее он стал кричать: «Вернем Россию русским!» Толпа недовольно загудела, другие выступавшие не дали ему говорить, заглушая речь криками «Вон со сцены!». В следующий раз в борьбе за микрофон Бондарик был сорван со сцены в толпу.

Петербуржцы, вышедшие в таком количестве на улицу, показали куда лучший уровень организации, чем сами организаторы, которые привлекли к участию националистов, раскалывающих движение, уверен лидер петербургского «Яблока» Максим Резник. И 5000, и 30 000 – незначительная цифра для миллионного города, полагает политолог Александр Конфисахор, в Москве больше ярких политических фигур, а в Петербурге таких наберется от силы пять человек.

В Петербурге собрать пропутинский митинг было бы сложно, поэтому власть не стала рисковать, считают Резник и Конфисахор. Петербуржцы традиционно более оппозиционно настроены и скептически относятся к власти, рассуждает Конфисахор.