Кадры: О пользе профстандартов

Автомобильный завод «Урал»

Образован в 2001 г. в результате реструктуризации производственного комплекса «Уралаз». Предприятие входит в состав группы ГАЗ и является основным активом в структуре дивизиона «Грузовые автомобили».

Не очень хочется быть депрессивным районом, поэтому понятно, что людей нужно развивать. Развивать нужно в соответствии со стандартами. Где мы применяем профессиональные стандарты? Во-первых, в своей системе управления персоналом: в стратегических целях формируются требования в виде модели компетенций. Соответствующие модели компетенций мы применяем для ежегодной оценки персонала, которую мы проводим как среди рабочих, так и среди специалистов, ну и по оценке следом идет программа обучения, развития, оценка эффективности обучения – в общем-то для достижения цели выясняем, насколько у нас готов персонал.

С 2007 г. действует проект «Рабочий нового поколения», который инициирован нашим акционером Олегом Владимировичем Дерипаской. Проект включает 17 учебных заведений в разных регионах, в том числе Нижний Новгород, Челябинскую область, Ярославскую область. Эти учебные заведения в соответствии с определенным списком по тем профессиям, которые востребованы на предприятиях группы, включены в работу по подготовке персонала. Что именно там происходит? Мы с ними согласовали требования компетенции выпускника, которые включают несколько разделов, даже не столько, может быть, профессиональные. Подготовка идет по трем основным направлениям: теоретические знания и навыки (это то, что связано с образовательными стандартами), профессиональные личные качества (это тоже очень важно) и духовно-нравственное воспитание.

Что характерно для регионов, откуда я приехала, – это моногород, где подготовка ребят в школах и в общем демографическая ситуация не очень благоприятны для производства. В основном ребята идут на очень модные профессии, очень мало конструкторов-технологов – как правило, на эти профессии поступают ребята уже с тройками по физике и химии – соответственно, какие инженеры-конструкторы из них могут быть воспитаны в образовательных учреждениях? То есть проблема. Те, кто уезжает в Москву и учится в Бауманском, навряд ли вернутся на родину и будут поднимать российский автопром. То есть проблема очень серьезная, поэтому, для того чтобы увлечь в первую очередь образовательные учреждения и подготовить нам кадры, очень большое внимание уделяется профориентации.

Проанализировав квалификацию выпускников профессиональных учреждений, выяснили, что в основном это третий разряд – это не очень устраивает. Поэтому проект был составлен таким образом, чтобы готовить по четвертому разряду, чтобы они владели 2–3 смежными профессиями, потому что персонала не хватает и для того, чтобы они соответствовали полностью модели компетенции, которую мы составили.

Хочу сказать, что стандарты согласованы и направлены в Министерство образования, т. е. мы охватили практически все направления системы подготовки персонала.

Отдельно хочется отметить, что выпущены учебники по дополнительным дисциплинам, в основном это дисциплины по идеологии бережливого производства, которая на предприятиях группы ГАЗ пропагандируется и является основой производственной деятельности. Поэтому по этим учебникам в этих учебных заведениях проводится обучение дополнительное. И вот 700 учащихся у нас уже по этим учебникам занимаются. И параллельно с этим очень интересное направление – еще один проект, который развивают акционеры, «Робототехника», т. е. развитие творческих навыков учащихся.

Хочу сказать, что проект «Рабочий нового поколения» действует с 2007 г. и сейчас, понимая важность, необходимость и результативность таких проектов, инициируем проект инженерного поколения, по аналогичной схеме который будет действовать.

Еще плюс в сторону профстандартов – то, что в оценке персонала существующего, которую ежегодно проводим, как специалистов, так и рабочих, есть определенные компетенции, но они составлены в основном по классификаторам российским, которые определяют общее какое-то понимание, навыки, образование, стаж работы, не давая характеристику квалификационной подготовке. Вот профстандарты увеличивают объем библиотеки, из которой компетенции эти набираются, и работникам – в первую очередь работникам – более или менее понятно, почему их там оценили. То есть есть некоторый субъективизм в оценке, но когда более четко прописаны требования, более конкретно, то, конечно, людям понятно, почему так или иначе их руководитель оценил.

И очень хочется, чтобы уже было унифицировано большое количество профессий рабочих, специалистов, которые сейчас есть. Их неимоверное количество, поэтому очень надеемся, что профстандарты помогут как-то их унифицировать и с определением более четких характеристик.