Производство: Зачем ГАЗу контрактное производство

Сегодня я хотел бы остановиться на четырех моментах. Первый – это наша деятельность в 2011 г. Второй – наш портфель новых продуктов. Третье – как мы работаем с нашими поставщиками. Четвертое – это роль нашего контрактного производства, которое влияет на качество нашего производства, на процесс обучения наших людей.

Группа ГАЗ

Компания объединяет 18 предприятий в 10 регионах России. Группа ГАЗ выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, тяжелые грузовики, автобусы, легковые автомобили, строительно-дорожную технику, силовые агрегаты и автокомпоненты. Основной акционер компании – машиностроительный холдинг «Русские машины». Штаб-квартира расположена в Нижнем Новгороде.

Мы являемся крупнейшим производителем коммерческой техники в России. Мы контролируем 50% рынка коммерческих легких автомобилей, свыше 60% рынка автобусов и 45% рынка тяжелых полноприводных грузовиков. Мы остановились на легко измеримых показателях. Первый – это повышение качества. По легким коммерческим автомобилям мы добились повышения качества на 62%. Второй показатель – качество наших поставщиков. Здесь мы добились повышения на 19%. Третье – это приемка с первого предъявления. Здесь у нас повышение качества составило 46%.

Мы запустили в производство множество новых продуктов: «Газели», новые автобусы Павловского автозавода и «Уралы». Нам очень важно продолжать работу над повышением производительности труда. В этом году выработка на одного нашего рабочего выросла на 16%. И мы на 12% повысили зарплату в знак признательности нашим работникам. Наши рабочие очень способны. Нам необходимо работать над менеджерами, руководителями и служащими. Мы в основном проверяем производительность рабочих по трем показателям. Первое – насколько ты повысил качество сегодня. Второе – каково увеличение производительности. И третье – сколько недоработок ты устранил. В этом году мы на 12% снизили доработки. Очень важно готовить людей делать все правильно с первого захода, и это влияет на менеджмент.

Цифры говорят сами: рост выручки от продаж за первые 10 месяцев 2011 г. по сравнению с предшествующим годом составил 39%. В основном это от успеха в сегменте легких коммерческих автомобилей. Там – 54% роста. Автобусы – 52% роста и полноприводные тяжелые грузовики – 21%.

Мы собираемся оставаться лидерами в легких коммерческих автомобилях. В 2012 г. мы выпускаем на рынок новые усовершенствования. В основном это силовые установки на природном газе для всех наших автомобилей. Мы запускаем в производство модернизированные полноприводные автомобили, которые сделают нас самыми конкурентоспособными в LCV. Также мы запускаем новый 18-местный автобус на базе LCV: с высокой крышей и с учетом современных требований по безопасности. Мы выпустим 300 «Газелей-некст» с улучшенной безопасностью, с увеличенной грузоподъемностью – она у нас увеличивается с 1,5 до 2 т. Также мы делаем новый «Садко» и ГАЗ-3309, используя компоненты «Газели-некст». У нас будет унифицированная кабина для «Валдая», «Газели-некст», «Садко» и ГАЗ-3309. И в этом плане я очень доволен нашими конструкторами. У нас 165 русских конструкторов работает [на определенных проектах] в Нижнем Новгороде. То, что плохо для них, – это то, что я с ними встречаюсь ежедневно.

Что касается автобусов, то я очень благодарен «Мосгортрансу», который принял решение закупить новое поколение автобусов. На сегодняшний день мы уже передали 1600 низкопольных автобусов «Мосгортрансу», которые соответствуют стандартам «Евро-4» и «Евро-5». Это большие автобусы, они могут перевозить 163 пассажира. Они оснащены двигателями Man, трансмиссией и мостами ZDF. Также мы работаем над выпуском нового поколения автобусов среднего и малого класса семейства «Юнимакс». Мы выпускаем в Павлове новый восьмиметровый автобус. Мы будем строить средние и малые автобусы из единых модулей.

Что касается полноприводных грузовиков, мы модернизируем наш классический портфель. Мы выпускаем самые лучшие дизельные двигатели объемом 4,4 и 6,6 л, которые способны соответствовать стандартам «Евро-4» и «Евро-5». Сейчас выпускаем по шесть двигателей в день.

Что мы ожидаем от наших поставщиков? Качества, обслуживания и цены. Два с половиной года назад количество дефектов на миллион компонентов у некоторых российских поставщиков по отдельным позициям могло достигать 3000. Сейчас этот показатель улучшился на треть. Но глобальные поставщики находятся на уровне 25. Так что есть куда развиваться. Что касается обслуживания, то в этом плане русские поставщики нормально работают. Вы сильны в проектировании кузовов и очень слабы в электронике. Очень сильны в конструировании шасси и очень слабы в интерьере. Что касается цены, надо над этим глобально поработать, чтобы быть конкурентоспособными.

Четвертое – мы активно развиваем сотрудничество с иностранными автопроизводителями. Это контрактное производство для Volkswagen Group, Daimler и General Motors. На ГАЗе уже работает крупноузловая сборка автомобилей Skoda Yeti в рамках сотрудничества с компанией Volkswagen. Новая сборочная площадка была построена в рекордные сроки. В 2012 г. мы начнем полный цикл производства Skoda Yeti, а затем будет запущено производство Skoda Octavia и нового Volkswagen Jetta. Общий объем производства превысит 100 000 автомобилей. Для General Motors мы будем производить Chevrolet Aveo, а для Daimler – Mercedes-Benz Sprinter. Контрактная сборка позволит нам модернизировать производственные мощности ГАЗа, провести дополнительное обучение наших сотрудников лучшим стандартам мировой автоиндустрии и применять полученный опыт для улучшения нашего модельного ряда. Эти проекты открывают новые возможности для производителей автокомпонентов. За выбор поставщиков для контрактной сборки отвечают наши партнеры.