Женская доля


Доля женщин на руководящих постах российских компаний стремительно растет с 2008 г., но минувший год в этом отношении был особенным, уверяют аналитики PwC и Ассоциации менеджеров в своем новом докладе «Карьерные возможности женщин в сфере бизнеса», основанном на опросе представителей 82 крупнейших отечественных компаний (средняя численность сотрудников – 8300 человек).

По данным исследования, в минувшем году женщинам досталось 42% открытых вакансий, причем женщины заняли 21% новых вакансий гендиректоров (13% в прошлом году), 60% – финансовых директоров (49% в прошлом году). Традиционно высокой остается доля женщин на позициях главного бухгалтера, директора по персоналу и директора по маркетингу.

Более половины опрошенных топ-менеджеров отметили, что высокая лояльность к компании является преимуществом кандидатов-женщин в глазах работодателей. В 53% опрошенных компаниях женщины работают дольше, чем мужчины, 40% участников опроса отметили, что женщины по сравнению с мужчинами гораздо дольше занимают одну и ту же должность и работают без продвижения по карьерной лестнице (по сравнению с прошлым годом доля респондентов, отметивших этот факт, увеличилась на 13%). Лишь 20% респондентов отметили, что мужчины склонны дольше оставаться в одной компании.

Кроме того, 43% респондентов называют работоспособность и трудолюбие в качестве основных преимуществ кандидатов-женщин. Каждый третий опрошенный PwC руководитель компании уверен, что женщины готовы работать за меньшее вознаграждение.

Главной причиной отсутствия программ поддержки женщин в российских компаниях 48% респондентов считают отсутствие необходимости в создании таких программ или незаинтересованность руководства. Хотя, как ранее уже писали «Ведомости», к примеру, внутренний меморандум российского подразделения Microsoft содержит положения о соблюдении гендерного баланса, да и в российском подразделении Hewlett-Packard (HP) не скрывают, что стремятся к большему числу женщин: действует программа Diversity & Inclusion (разнообразие персонала и предоставление равных возможностей), ее цель – постепенно повышать долю женщин среди сотрудников компании.

«В нашей компании женщин даже больше, чем мужчин: 53 против 47%», – рассказывает Марина Миронова, начальник управления по работе с персоналом ИК «Велес капитал». При этом руководящие позиции в компании представлены в равных пропорциях, отмечает она: «У нас женщины наравне с мужчинами работают как в традиционно женских направлениях – бэк-офисе, административном управлении, кадрах, так и в таких мужских подразделениях, как служба безопасности и IT-департамент. Например, руководитель направления по разработке программного продукта – женщина. И руководителем подразделения безопасности несколько лет назад тоже была женщина».

«В последние годы женщин действительно берут на высокие позиции гораздо охотнее, чем раньше», – соглашается с выводами PwC Антон Стороженко, партнер хедхантинговой компании Amrop Hever Group. Но, на его взгляд, это вовсе не связано с формальным стремлением компаний соблюсти гендерный баланс. «Проходя собеседования, женщины все чаще выигрывают в честной борьбе. В российском бизнесе действительно уходят в прошлое предубеждения, – считает Стороженко. – Скажу больше: если сегодня к нам приходят и говорят, что хотят только руководителя-мужчину или руководителя-женщину, мы делаем выводы, что заказчики думают не о бизнесе, а о каких-то декоративных качествах директора. Мы в таком случае даем им понять: «Вам шашечки или ехать?».