Не потребительский рынок

В свежем рейтинге 250 крупнейших мировых компаний потребительского рынка, составленном Deloitte, впервые оказался российский производитель – «Вимм-билль-данн» (ВБД). Но повторить этот успех отечественные компании смогут не скоро

Производитель соков и молочных напитков «Вимм-билль-данн» с выручкой в $2,6 млрд за 2010 г. занял 237-ю строчку в рэнкинге 250 крупнейших компаний потребительского сектора (Global Powers of Consumer Products) – между американским производителем контактных линз Bausch & Lomb и южно-африканской Tiger Brands, выпускающей продукты питания.

Совокупная выручка 250 лидеров потребительского рынка по итогам 2010 финансового года составила $2,82 трлн, что на 8,4% больше, чем в 2009 г., подсчитала Deloitte. Второй год подряд на первой позиции рэнкинга остается южнокорейская Samsung Electronics с выручкой в $135,5 млрд (до 2010 г. она уступала американской Hewlett-Packard). Второе место – у швейцарской группы Nestle с продажами в $105,5 млрд. В пятерку также входят японская Panasonic Corporation ($101,7 млрд), американская Procter & Gamble ($82,6 млрд) и японская же Sony Corporation ($73,8 млрд).

Российский производитель появился в этом рейтинге впервые, но в следующий индекс не попадет: в 2010 г. PepsiCo купила ВБД, заплатив за нее в общей сложности около $5,2 млрд. В 2011 г. американская корпорация присоединила российскую компанию, что позволило PepsiCo увеличить выручку в России в 2011 г. в 2,6 раза – до $4,95 млрд.

Других претендентов на включение в рэнкинг среди российских компаний пока нет, признает партнер российского офиса Deloitte Србуи Акопян. Выручка российских производителей потребтоваров, акции которых торгуются на бирже, – «Русагро», «Русского моря», «Синергии», «Черкизово», «Фармстандарта», «Протека» и др. – не дотягивает до $2 млрд, тогда как в этом году в рэнкинг попали производители с выручкой от $2,5 млрд. Российским производителям нужно расширять рынки сбыта, выходить за пределы одного государства, советует Акопян.

«Экономика России ориентирована в большей мере на добычу сырья и торговлю сырьевыми ресурсами, высокие технологии и потребительский сектор никогда не были приоритетными направлениями для инвестиций. И в результате мы видим, что самые крупные компании России – это нефтедобыча и переработка, газ, финансовые компании, ТЭК, металлы – все, что далеко от потребителей», – рассуждает она. В то время как российские инвесторы вкладывали деньги в сырьевые секторы, иностранцы инвестировали в предприятия потребительского рынка, отмечает Акопян. Поэтому самые сильные позиции здесь у международных корпораций. Так, по данным СПАРК, из предприятий, выпускающих потребительские товары и продукты, в 2010 г. выручку более $2 млрд (по РСБУ) получили ОАО «Балтика» (принадлежит датской Carlsberg), ОАО «ВБД», ООО «Нестле Россия» (Nestle) и ЗАО «Филип Моррис Ижора» (Philip Morris).