По примеру энергетиков

В развитие железнодорожной инфраструктуры в течение 10 лет необходимо вложить около 5 трлн руб., заявил премьер Владимир Путин. Для финансирования этой программы он предложил ввести в отрасли RAB-тарифы по аналогии с электроэнергетикой

Недофинансирование железной дороги может обернуться для страны потерей «только в одном 2020 году <...> более чем 900 млрд руб. ВВП», предупредил вчера президент РЖД Владимир Якунин. О том, что монополия недофинансирована, он говорит не первый год. Вчера его поддержал Путин, заявив, что в предстоящие десятилетия в развитие железнодорожной инфраструктуры потребуется вложить около 5 трлн руб.

Якунин рассказал, на что планируется потратить 4,1 трлн руб. до 2020 г. Примерно 65% этой суммы нужно вложить в развитие грузовых путей, уточнил он. Тогда объем перевозок грузов, по подсчетам Якунина, должен вырасти на 218 млн т (71% от объема перевозок в 2011 г., срок, в течение которого произойдет рост, Якунин не уточнил). Другие приоритетные проекты – расширение пропускной способности Транссиба и Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Общий объем инвестиций в них до 2020 г. – 918 млрд руб.: из них 181 млрд руб. – на «Транссиб», 737 млрд руб. – на БАМ. «Нам не удалось найти системного решения для ликвидации дефицита инвестпрограммы», – посетовал он и попросил правительство «оказать господдержку» проектам развития железной дороги. Например, выпустить инфраструктурные облигации для финансирования проектов, которые могут выкупить фонд национального благосостояния и Пенсионный фонд.

Новое предложение – применить методику RAB-регулирования для тарифов на перевозку (см. врез). Впервые Якунин с этой идеей обращался в правительство в 2010 г., но тогда поддержки не нашел. А теперь подумать над таким механизмом предложил Путин. Но закладывать всю стоимость модернизации и развития железнодорожной сети в тариф нельзя – «иначе мы просто подавим развитие экономики», предостерег премьер. Он посоветовал РЖД проанализировать инвестпрограмму, снизить внутренние издержки и рассмотреть возможность привлечения кредитов.

Увеличение пропускной способности железной дороги выгодно грузоотправителям, говорит представитель крупной химической компании. Но ему непонятно, почему грузоотправители должны оплачивать инвестиции в инфраструктуру, ведь тарифы на перевозку и так постоянно растут. Та же ситуация с энергокомпаниями, которые просят за подключение к сети модернизировать свою инфраструктуру, напоминает он. По словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, на вчерашнем совещании решение о внедрение RAB-методики расчета для железнодорожной отрасли не принято: вопрос в стадии проработки. А пока РЖД пытается добиться повышения тарифов в 2013 г. на 11%, включив 4% инвестсоставляющей. В правительстве обсуждается индексация на 7,4%, сообщил чиновник Минтранса. Тогда инвестпрограмму РЖД придется сократить на 25–30 млрд руб., признал Якунин.