Понуждение к инновациям

Администрация Петербурга намерена поощрять инновации и сократить бюджетные инвестиции в инфраструктуру для частных застройщиков

Вчера губернатор Петербурга Георгий Полтавченко объявил, что период экстенсивного роста городской экономики закончился: «Доступные ресурсы и простые решения исчерпаны и в промышленности, и в градостроении, и в сфере услуг. Время легких денег прошло».

Впервые за много лет в бюджете Санкт-Петербурга сокращаются не темпы роста доходов, а сами доходы, напомнил он, выступая перед депутатами закса. «Бюджет города в 2012 г. рискует недосчитаться от 20 млрд до 30 млрд руб.», – напомнил он. Частично, по мнению губернатора, это обусловлено пересмотром отношения инвесторов к Петербургу. Правительство города приняло решение сократить финансирование тех инфраструктурных проектов, которые, по словам Полтавченко, не имеют очевидной выгоды для Петербурга и петербуржцев.

Губернатора тревожит, в частности, снижение инвестиций. В числе угроз для экономики он назвал также дороговизну и дефицит рабочей силы: «Приток денег и низкая безработица привели к повышению зарплат, не связанному с повышением производительности труда». Падение инвестиций связано с тем, что администрация откладывает принятие текущих решений, в частности по проектам планировки территорий, утверждает топ-менеджер компании, которая собирается реализовывать инвестиционный проект в Петербурге.

Хотя в среднесрочной перспективе развитие города будет опираться на традиционные производства, Петербург, по словам Полтавченко, «должен создать 5–7 новых отраслей экономики, способных расти на 15–20% в год». Пока такими темпами развивается только автомобильный кластер. По мнению Полтавченко, «пора переходить к политике понуждения к инновациям во всех сферах, подконтрольных городскому правительству». «Долю инновационной продукции предприятий Петербурга в горзаказе необходимо поднять до уровня 15–20%», – считает он. Руководитель фракции «Яблоко» Григорий Явлинский думает, что губернатор зря использовал термин: «Инновации появляются, когда в городе создана атмосфера уважения друг к другу, это не вопрос принуждения». Гендиректор Foxconn Rus Андрей Коржаков говорит, что до сих пор не слышал, чтобы администрация сформулировала стратегию формирования центра высокотехнологичной промышленности. Директор Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Александр Ходачек отмечает, что традиционные отрасли формируют 27–28% доходной части бюджета и в условиях дефицита бюджета в примерно 50 млрд руб. надо развивать и их. А вот использовать инновации в городском хозяйстве, по его словам, нужно не ради самих инноваций: «Спутниковые маяки на снегоуборочной технике могут вызвать разве что гомерический хохот».

Администрация также хочет сократить инвестиции в инфраструктуру для частных застройщиков. Полтавченко предложил разделить новое строительство на две зоны – ту, где возможности города позволяют создавать инфраструктуру за счет бюджета, и ту, где в ближайшие годы такой возможности не будет. «Это прагматичный, но абсолютно честный подход. Строительство дорог, инженерной и социальной инфраструктуры во второй зоне надо вести только за счет инвестора. Кто не согласен – пусть сидит и ждет, пока выкупленное им колхозное поле понадобится городу», – заявил губернатор.

Общие обязательства Смоль­ного по освоению новых и развитию застроенных территорий к 1 января 2012 г. превышали 677 млрд руб., ожидают утверждения еще 200 проектов планировки, напомнил Полтавченко. Властям потребуется 2–3 года, чтобы выполнить свои обязательства по согласованным проектам планировки, брать на себя новые обязательства администрация пока не готова, добавляет представитель вице-губернатора Игоря Метельского.

Дорожная инфраструктура внутри кварталов «Северной долины» и так строится за счет инвесторов, рассказывает представитель «Главстрой СПб» Марина Турыгина. Она полагает, что, если городские власти откажутся финансировать развитие внешних инженерных сетей для проектов комплексного освоения территории, реализация части из них может остановиться.

Без учета стоимости строительства затраты на инфраструктуру превышают половину затрат на подготовку участка, применительно к городу-спутнику Южный – это десятки миллиардов рублей, передал через представителя гендиректор ООО «УК Старт девелопмент» Андрей Назаров. Компания инвестирует в инфраструктуру собственные средства, уточнил он.