А глаз, как у орла

Профессия сортировщика зерен какао-бобов – одна из самых редких в мире. Сертифицированных специалистов в этой области можно по пальцам пересчитать. Но без их скромного вклада не проходят ни одни торги на мировых агробиржах: они отбирают лучшие зерна для продажи на высококонкурентном рынке какао-бобов, мировой оборот которого превысил $8 млрд

Всего в нескольких кварталах от Нью-Йоркской фондовой биржи в небольшом помещении за длинным прямоугольным столом сидят трое мужчин. Под ярким светом флюоресцентных ламп они делят между собой горстку зернышек какао-бобов, будто это фишки для игры в покер.

Внешне все выглядит крайне обыденно. Но именно здесь сортируются какао-бобы для продажи на InterContinental Exchange (ICE), крупной американской фьючерсной бирже.

Мужчины, сидящие за столом, – лучшие сортировщики какао-бобов в ICE. Они проверяют партии зерен (основного компонента для производства шоколада) сразу после их отгрузки. Только после их проверки зернышки могут получить сертификат ICE. А эта биржа считается одной из крупнейших в мире в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией.

Через биржи продается лишь небольшой процент агропродукции по всему миру. Но несмотря на это, ICE строго следит за качеством товара. Ведь трейдеры, которые покупают фьючерсы, иногда просят прислать им горстку зерен, чтобы решить, стоит ли подписывать контракт.

Проблема в том, что у ICE всего 24 профессиональных, сертифицированных сортировщика зерен какао-бобов. И почти все они люди преклонного возраста, которые скоро уйдут на пенсию. Биржа рискует потерять специалистов, которые ей крайне необходимы.

Чтобы привлечь новые таланты, ICE учредила экзамен на получение лицензии, который впервые за два последних года пройдет в октябре, говорит Валери Колайццо, управляющий директор торговых операций на бирже.

Похоже, стать сортировщиком зернышек какао-бобов сложнее, чем сдать экзамен на допуск в коллегию юристов штата Нью-Йорк. Такой вывод напрашивается после сравнительного анализа результатов вступительных тестов.

Дэвид Моралс, один из трех мужчин, склонившихся над зернами в сортировочной комнате ICE, говорит: он два раза проваливался на экзамене и наконец смог сдать его только два года назад. После второго провала он принял решительные меры. «Я брал зернышки домой. Можно сказать, что я жил с ними. Они лежали на столе в моей гостиной. И каждый раз, когда я смотрел телевизор, я отрывал взгляд от экрана во время рекламы и пристально разглядывал зерна. Моей девушке они ужасно не нравились», – смеется он.

Большинство сортировщиков работают в разных торговых домах или продовольственных компаниях, а на бирже появляются тогда, когда приходит очередная партия зерен какао-бобов. Они зарабатывают по $21 за каждые 10 т отгруженных зерен. В среднем заработок за одну поставку составляет $350, но все зависит от размера поставки. По оценке ICE, сортировщики работают в среднем 50 дней в году.

У сортировщиков должен быть глаз, как у орла. Помимо поиска дефектов они извлекают из горстки зерен любой мусор, который там может оказаться, начиная с монет и заканчивая булыжниками. «Самой странной вещью, которую я однажды нашел, была гильза патрона», – рассказывает Дэн Диез, вице-президент General Cocoa и уже два десятка лет член сортировочной команды ICE.