Квоты с голубой каемочкой

Евразийская экономическая комиссия начала антидемпинговое расследование против импортного фарфора: чиновники выяснят, почему российские производители уступают рынок иностранным. Итогом может стать повышение пошлин и введение импортных квот для импортного фарфора
Р.Кривобок/ РИА Новости

Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) начал защитное расследование по импорту столовой и кухонной посуды из фарфора в страны Таможенного союза – Россию, Белоруссию, Казахстан. «Решение принято на основании результатов рассмотрения заявления, поданного производителями товара в Таможенном союзе», – говорится на сайте ЕЭК.

Разобраться с проблемами фарфорового рынка ЕЭК попросили производители – «Фарфор Вербилок», Императорский фарфоровый завод, Добрушский фарфоровый завод и Дулевский фарфоровый завод. Они посетовали, что за два года – с 2009 по 2011-й – импорт посуды из фарфора на территорию стран Таможенного союза вырос на 65%.

Российским производителям трудно конкурировать с китайскими производителями из-за устаревших технологий, высокой себестоимости производства, сбытовой политики и распространения посуды из стекла и керамики, объяснила в годовом отчете компания «Императорский фарфоровый завод» (ИФЗ). По ее оценкам, объем российского рынка посуды в 2011 г. – около $550–600 млн, из которых треть приходится на фарфор. Если в 2009 г. российские производители выпускали около 41 млн изделий, а импортеры ввозили 119 млн изделий, то к 2011 г. производство упало до 22 млн штук, а импорт вырос до 180 млн фарфоровых изделий, говорится в отчете петербургского ИФЗ. Российские и белорусские производители фарфора работают в низком ценовом сегменте, где основную конкуренцию им составляют китайские производители, «Карловарский фарфор» из Чехии и Сумской фарфоровый завод с Украины.

«Китайский фарфор аналогичного класса дешевле российского в опте на 15–30%, – объяснил «Ведомостям» гендиректор «Мануфактуры Гарднеръ» («Фарфор Вербилок») Сергей Ляпукин. В Китае, по его словам, работает больше 450 фарфоровых заводов, а в России из полусотни производителей фарфора осталось меньше десятка. «Если раньше мы продавали на 12–14 млн руб. в месяц, то теперь – на 3–4 млн руб. Оптовики сильно сокращают заказы», – констатировал Ляпукин.

Фарфоровая отрасль союза страдает, пришла к выводу и ЕЭК: объем потребления фарфора в странах союза за два минувших года увеличился на 42%, объем производства компаний союза упал почти на 13%, объем продаж – на 11%. Все эти факты ЕЭК сочла достаточными, для того чтобы начать специальное защитное расследование в отношении ввозимого фарфора. Если меры будут приняты – повышены пошлины или введены квоты, – то это в первую очередь ударит по китайскому фарфору, сообщает сотрудник ЕЭК. Под действие мер может также подпасть продукция Германии и Чехии.

Введение таможенных пошлин или квот способно поддержать российских производителей, но более действенной мерой стало бы снижение налоговой нагрузки для фарфоровых заводов и предоставление долгосрочных кредитов на модернизацию производства, считает Ляпукин из «Фарфора Вербилок».