Трещина в защите

Участница группы Pussy Riot Екатерина Самуцевич потребовала замены адвоката. Ее бывшие защитники не исключают, что это сделано под давлением, а друзья эту версию опровергают

Мосгорсуд вчера начал рассматривать кассационную жалобу участниц Pussy Riot на двухлетний приговор Хамовнического суда, признавшего их виновными в хулиганстве. Одна из подсудимых, Самуцевич, неожиданно объявила, что отказывается от услуг адвоката Виолетты Волковой на том основании, что ее позиция по делу расходится с точкой зрения защиты. Но объяснить суть расхождений не смогла. Она сообщила, что у нее уже есть другой адвокат, соглашение с которым еще не подписано.

Председательствующая судья Лариса Полякова сначала отклонила ходатайство Самуцевич, сославшись на отсутствие договоренности с новым защитником. Но после перерыва начала рассматривать его повторно. Адвокаты заявили, что игнорировать такую просьбу суд не может, прокурор ее поддержал. Ходатайство было удовлетворено, суд перенес заседание на 10 октября.

Решение Самуцевич оказалось неожиданным для адвокатов Pussy Riot – участниц группы в суде представляют Марк Фейгин, Николай Полозов и Волкова. Они встречались с Самуцевич в пятницу, об отказе речи не было, говорит Фейгин. Ничего об этом не известно и ее отцу.

Однако накануне Полозов сообщил в микроблоге, что группу пытаются расколоть, заставляют сменить адвокатов накануне кассации. «Разводка простая: одну продавливают на раскаяние и дают условку, остальных топят по полной», – объяснил стратегию противника адвокат.

«У нас была информация вчера, но я надеялся, что это слухи, – объясняет Полозов. – На наших подзащитных оказывалось давление с самого начала процесса. Для этого использовали различные средства: родственников, друзей, сокамерников, оперативников подсылали». Адвокат не исключает, что «власть использовала близких и знакомых Кате людей для того, чтобы внести раскол в мнение наших подзащитных» – в частности, через систему «УФСИН-письмо», которая позволяет оперативно обмениваться с заключенными сообщениями. Полозов говорит, что не может обсуждать позицию Самуцевич, пока она о ней не заявила. По его мнению, власти добиваются раскола в рядах Pussy Riot, так как это позволит перевести политический процесс в разряд общеуголовных.

Человек, недавно общавшийся с участницами Pussy Riot, подтверждает: следствие добивается от подсудимых признания вины в обмен на смягчение наказания, их запугивают условиями содержания в колонии, куда девушек должны отправить после суда. По его данным, в воскресенье Самуцевич была готова сделать признание, для чего и потребовалась смена адвоката.

Один из друзей Самуцевич говорит, что та в письме попросила друга найти адвоката. Но ни о каком признании вины речи не идет: «Катя не собирается каяться и достаточно взрослый человек, чтобы можно было на нее давить».

Представитель столичной ФСИН убежден, что такое давление – вымыслы адвокатов: после передачи дела в суд следователи не имеют доступа к подсудимым. А сотрудникам сизо безразлично, кто какие показания дает, их задача – обеспечить изоляцию подсудимых, как того требует закон.