Арена «Трансстроя»

Власти Петербурга не решаются сменить генподрядчика строительства стадиона «Зенит-арена», стоимость которого выросла на 10 млрд руб. Им может остаться компания «Трансстрой», которую представитель Смольного раскритиковал в присутствии премьер-министра Дмитрия Медведева
Е.Кузьмина/ Ведомости

Администрация Петербурга может продлить истекающий 15 ноября госконтракт с ПСК «Трансстрой» (входит в «Базэл»), генподрядчиком строительства стадиона «Зенит-арена» на Крестовском острове, где запланирован чемпионат мира по футболу 2018 г. Такая возможность сейчас обсуждается, окончательное решение будет принято на днях, рассказал вчера вице-губернатор Игорь Метельский. На каких условиях город готов продлить контракт с «Трансстроем», чиновник не говорит. Представитель «Трансстроя» подтвердил, что компания ведет переговоры с петербургской администрацией и заинтересована в контракте. От других комментариев он отказался.

В сентябре, когда Медведев осматривал стройку, Метельский заявил, что Смольный будет искать нового подрядчика, поскольку недоволен работой «Трансстроя». ФК «Зенит» и «Газпром» (совладелец и генеральный спонсор клуба) ставили компании в вину затягивание сроков, неправильное хранение стройматериалов, несоблюдение технологии строительства, неудовлетворительное качество работ. На это гендиректор «Трансстроя» Игорь Панкин отвечал, что с мая не может получить документацию по новому проекту, а заказчик – комитет по строительству администрации Санкт-Петербурга – остановил работы на объекте в связи с передачей документов в Главгосэкспертизу.

У петербургских властей есть задача достроить стадион в сжатые сроки – к концу 2014 – началу 2015 г., а смена компании может их растянуть, объясняет источник в Смольном. Смена подрядчика – это всегда небольшая катастрофа для проекта, новый генподрядчик никогда не берет на себя ответственность за работу предыдущего и это всегда большая потеря времени, рассуждает гендиректор Strabag Александр Ортенберг. По его оценке, смена генподрядчика на таком проекте, как «Зенит-арена», может удлинить срок реализации до года, при этом новый подрядчик, возможно, будет переделывать часть работы старого. Если есть возможность договориться, разумнее не менять подрядчика, полагает Ортенберг.

Смольный передал в Главгосэкспертизу смету нового стадиона, она составила 43,8 млрд руб., сообщила вчера представитель Метельского. Эта сумма еще может быть скорректирована, например за счет стоимости материалов, считает Метельский.

Стадион строится с 2006 г. и его первая цена была 6,9 млрд руб., затем за счет усовершенствования конструкций и увеличения количества мест с 60 000 до 68 000 власти оценили стройку в 33 млрд руб. (на январь 2011 г.). Смета в 43,8 млрд руб. сформировалась после выполнения требований ФИФА, объясняет источник в Смольном.

Цена в 16 000 евро за место может быть обоснованной, если учитывать сложность конструкции, но обычно для стадионов вместимостью 50 000–70 000 человек она составляет 6000–10 000 евро за место, а для стадионов вместимостью более 80 000 человек (типа Wembley) – 10 000–15 000 евро, говорит эксперт KPMG Степан Светанков. «Зенит-арена», возможно, станет самым дорогим футбольным стадионом в мире, полагает он. Сейчас этот титул принадлежит английскому Wembley. В 2006 г. он был построен за $1,5 млрд руб. Изменения в оценке связаны во многом с уникальностью конструкции стадиона, а также с динамикой рынка стройматериалов: в кризис он сильно упал, но потом так же бурно вырос, полагает Светанков.