Любимая «Матрица»

Самарские магазины местной сети «Любимый» и башкирской «Матрицы» объединяются в общую сеть, чтобы увеличить обороты общей компании. Компании малоэффективны, объединиться они могут только перед продажей, считают эксперты

Сделка между ритейлерами завершена, рассказала «Ведомостям» Светлана Вагнер, генеральный директор и соучредитель самарской сети «Любимый магазин» (ООО «Торговый дом «Любимый»).

У «Любимого» 28 супермаркетов в формате «у дома». 25 из них – в Самаре, два – в Новокуйбышевске, один – в поселке Суходол. У «Матрицы» два магазина в Самаре, один из них – гипермаркет. По словам владельца «Матрицы» Тимура Гизатуллина, ООО «Любимый вкус» будет владеть 30 магазинами общей площадью более 20000 кв. м с общим оборотом около $55 млн в год.

Товарооборот «Любимого» не раскрывается. Товарооборот всей сети «Матрицы» (ООО «Универсал трейдинг») за девять месяцев – $178 млн. У «Матрицы» 42 магазина в Башкирии, Москве и Самаре общей площадью 75000 кв. м.

Управлять общим бизнесом будет «Любимый вкус», говорит Гизатуллин.

«Идет объединение акционерного капитала на базе самарского филиала «Матрицы», – сказала Вагнер, отказавшись сообщить подробности. По словам Гизатуллина, окончательно размер долей совладельцев общего бизнеса будет определен в конце года – по результатам работы магазинов «Матрицы» и «Любимого». Он надеется, что его доля будет больше, чем у партнеров: «Планируем получить контрольный пакет».

«Мы сливаем в одну структуру управляющие органы, стремимся повысить эффективность этого бизнеса за счет отказа от дублирующих функций управления», – объяснил Гизатуллин. По мнению одного из самарских ритейлеров, о денежной сделке при объединении речи не идет: «Любимый» передает «Матрице» площади своих магазинов – и сети объединяют капиталы. Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров согласен, что сделка безденежная или с минимальными финансовыми вложениями.

Окончательно объединение завершится через три-четыре месяца, говорит Вагнер. В начале следующего года часть магазинов «Любимого» останется работать под своим брендом, самые крупные будут работать под брендом «Матрица», добавляет она.

От объединения выиграют обе стороны, уверена Вагнер: увеличатся обороты сети, появятся новые поставщики – как местные, так и федеральные. По мнению Гизатуллина, такой способ для региональных розничных сетей является единственным быстрым вариантом развития и повышения эффективности. Представитель самарского ритейла не верит в успех объединения. Магазины «Матрицы» в Самаре расположены очень неудачно, поэтому обороты у них маленькие, а у «Любимого» неважная репутация: с ними постоянно судятся поставщики из-за просрочки оплаты за товары, объясняет собеседник «Ведомостей». По данным Арбитражного суда Самарской области, с августа 2011 г. иски за неоплату товаров «Любимому» предъявляли 32 поставщика. 29 судебных споров закончились отзывом исков или мировыми соглашениями между сторонами о рассрочках платежей. По данным сайта арбитражного суда, сейчас претензии за неоплаченный товар к «Любимому» предъявляют ООО «Бакалея», ООО «ТД «Айсберри» и ООО «Велес». Общая сумма претензий – около 660000 руб.

«Единственное разумное объяснение объединению двух малоэффективных сетей – последующая продажа общего бизнеса какому-то федеральному ритейлеру», – считает Бурмистров. «Любимый» не очень успешная сеть, «Матрица» из-за долговой нагрузки (см.врез) не может принести объединенной компании ни достаточно средств, ни эффективных технологий», – поясняет Бурмистров. Заявленный оборот объединенной компании ($55 млн) Бурмистров считает очень низким. «Это $3000 на 1 кв. м торговой площади (по всей «Матрице» – $3000–3500/кв. м), – говорит аналитик. – Для сравнения: оборот успешных игроков – не менее $8000/кв. м». Реальная стоимость объединенного бизнеса при таком низком товарообороте может составить не более $10–12 млн, полагает Бурмистров.