Велотрек для шопинга

Британские девелоперы в условиях кризиса ищут особый подход к покупателю – они включают в проекты торговых моллов даже велотреки и пруды для рыбалки

Британский девелопер Eagle One Country Shopping, купив участок в 50,5 га между Бирмингемом, Бристолем и Оксфордом, решил привлечь жителей этих городов, расположенных в часе езды от торгцентра, нестандартными приемами. Компания в молле Into Outdoors совместит торговые галереи с парковой зоной для пешеходных и велосипедных прогулок, прудами для рыбалки, скейт-парком и скалодромом.

Другие британские девелоперы открывают в торгцентрах рестораны высокой кухни с мишленовскими звездами и даже отели, напоминает The Wall Street Journal. «Пришло время создавать не просто торговые центры, а проекты жизненного пространства», – цитирует WSJ директора Into Outdoors Саймона Тотхила. Этот центр стоимостью 35 млн фунтов стерлингов (около $54 млн) откроется осенью 2014 г. «Посетители будут приезжать сюда на целый день, а может, и на большее время, для того чтобы интересно провести выходные. Такой досуг – это именно то, что нужно человеку», – убежден он.

Идея создания ритейл-парков, где посетители могут провести целый день, пришла из США. Для американских моллов в порядке вещей открытие в торговых галереях стоматологических кабинетов, детских парков развлечений и ресторанов. Но заинтересовать покупателя все сложнее. «Если раньше американским торгцентрам достаточно было построить кинотеатр, то сейчас им нужно открыть фитнес-клуб, чтобы выделяться в ряду конкурентов», – говорит WSJ Тор Орндал, управляющий директор Prudential Mortgage Capital.

«И эта задача становится еще важнее, когда собственник торгового центра пытается сохранить молодую аудиторию, которая все чаще предпочитает делать покупки в интернете», – добавляет он.

Рынок торговых центров в Великобритании развивается с некоторым отставанием от американского, но по похожим тенденциям: если еще 20 лет назад всего 5% площади торговых центров отдавалось под рестораны, кинотеатры и другие развлекательные проекты, то сейчас на эти цели в среднем отводится 20% арендопригодной площади ТЦ, говорится в исследовании крупного британского девелопера Land Securities. При этом, хотя компании-арендаторы, занимающиеся досугом посетителей, платят, как правило, на 20% меньше традиционных ритейлеров, владельцы торговой недвижимости заинтересованы в привлечении большего числа таких проектов.

Расширение неторговой составляющей – это также способ сохранить стоимость недвижимости, которая в среднем подешевела за 2012 г. в Великобритании, по оценке Fitch, на 6%. Падение цен на торговую недвижимость соответствует падению продаж ритейлеров в офлайн-магазинах, говорится в исследовании Fitch. За последний год британский розничный рынок уже лишился нескольких заметных игроков – сеть музыкальных магазинов HMV, фотомагазинов Jessops и сеть видеопроката Blockbuster начали процесс банкротства. В прошлом году закрылись торговец электроникой Comet, магазины спортивной одежды JJB Sports, товаров для отдыха Blacks Leisure, видеоигр Game и поздравительных открыток Clinton Cards.