Госполитика


Проблемы инфраструктуры стоят не на первом и даже не на втором плане. Необходимо понять, что нужно бизнесу и населению. Какие услуги и в каком объеме? Что нужно грузовладельцу? Не тонно-километры, а партия груза, чтобы он мог проработать три дня и через три дня получить новую.

Второй вопрос. Скорость перемещения. Автомобильный транспорт перевозит 70% объемов грузов. Железнодорожники способны его довезти только до 10% предприятий. Остальные не имеют железных дорог. А в США автотранспорт перевозит 80% грузов. Производительность сейчас в 4 раза ниже, чем в СССР.

Второй вопрос – эффективность расходования средств. Я долго был директором, и всегда денег не было, и всегда мы думали, куда вложить. Нет транспортно-экономического баланса. Мы не знаем, сколько в стране лежит грузов, где они лежат, как их перевозить, по какой географии, какими партиями, в какое время. Только железная дорога на 70–80% владеет информацией. Но железная дорога возит 10% объемов грузов. Остальные виды транспорта развиваются хаотично, под воздействием бизнеса. Но бизнес – он эгоистичен, ему нужна прибыль, поэтому и получилось у нас то, что получилось.

Надо думать, как вложить деньги. Выступал Руслан Заливацкий [вице-губернатор Калужской области], он уже несколько лет работает с Западом. Ему понятно, что нужны не транспортные пути, а транспортные структуры, обеспечивающие логистику товаров. Они пошли дальше – они начали создавать грузовой узел вокруг Москвы. А в Париже он создан 40 лет назад.

И еще один вопрос. Это пятая стратегия, пятый министр. Прошлую стратегию мы готовили четыре года, потом полтора года – план ее реализации. Сменилось правительство, сейчас ее актуализировали, хорошо, если в этом году утвердим, потом года полтора будем готовить план. Пока мы не определили, что такое единое транспортное пространство. Мы не знаем, что такое ритмичность, протяженность, т. е. критерии оценки транспортной индустрии. Я считаю, что начинать надо с этого, а сейчас мы развиваемся хаотично. Под управлением бизнеса, при некотором управлении государства.