Аэродром двойного назначения

Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) им. Горбунова вложит в модернизацию своего аэродрома 4 млрд руб.

На модернизацию аэродрома КАПО потрачено 2,2 млрд руб., рассказал «Ведомостям» советник главы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), бывший директор предприятия Васил Каюмов. «Мы нарастили покрытие [взлетно-посадочной полосы]. Положили на него сэндвич в 60 см из щебня и бетона. В этом году мы сделаем рулежные дорожки, вторую и третью, места стоянок», – говорит он. По его словам, до 2015 г. в реконструкцию (перрона, мест стоянок, рулежных дорожек, радиотехнического и светотехнического оборудования, аэродромной техники) будет вложено еще около 1,8 млрд руб., а весь проект обойдется в 4 млрд руб. Финансирование идет по статьям федеральной целевой программы поддержки предприятий ОПК, объясняет Каюмов.

Аэродром КАПО (другое название – «Борисоглебский») расположен на территории предприятия в Авиастроительном районе Казани; используется для опытно-конструкторских работ, говорится на сайте КАПО. Однако после модернизации он будет сертифицирован как аэродром двойного назначения, рассказал Каюмов. В объединении пока не решили, по какому назначению будет использоваться «Борисоглебский»; все зависит от инфраструктуры, которую еще предстоит построить, говорит Каюмов. Рядом с аэродромом находится свободная территория площадью 80 га, у КАПО есть планы, как использовать этот кусок земли, продолжает он. Компания предлагает использовать аэродром либо для грузовых авиаперевозок, либо для развития бизнес-авиации.

«Эти 80 га можно использовать как места стоянок для грузовых самолетов и построить ангары для приемки и перевалки грузов», – говорит Каюмов. Он напоминает о строящемся близ Казани Свияжском мультимодальном логистическом комплексе (ввод в эксплуатацию запланирован на 2015 г.). «У него [комплекса] есть водная составляющая – река Волга, автомобильная – федеральная трасса М7, железнодорожная – Транссиб. Но у него нет воздушной составляющей», – объясняет Каюмов. По его словам, аэродром КАПО подходит для больших грузовых самолетов. В минтрансе Татарстана (курирует строительство комплекса) не комментируют предложение Каюмова.

Гендиректор международного аэропорта «Казань» (МАК) Алексей Старостин скептически смотрит на инициативы КАПО: «Это все требует значительных средств». Кроме того, по словам Старостина, МАК сейчас активно развивает авиагрузоперевозки. Вице-президент грузовой авиакомпании «Волга-Днепр» Денис Глизнуца также скептически оценивает предложение. По его словам, вся инфраструктура грузовой логистики в России «заточена под Московский авиаузел». По этой причине близлежащая Казань, Ульяновск и другие города не могут претендовать на возможность организовать у себя полноправный грузовой хаб, сетует он. По словам топ-менеджера, из-за дешевизны грузового автомобильного и железнодорожного транспорта большинство грузов в Поволжский регион поступает с их помощью. Изменить ситуацию, по мнению Глизнуцы, может политика федерального центра по разделению хабов на пассажирские и грузовые. Эта практика зарекомендовала себя в Европе, отмечает он.

Преимущества аэродрома для нужд бизнес-авиации Каюмов видит в близости КАПО к центру Казани, до которого по новой дороге всего 15 минут езды. В отличие от МАКа, расположенного в Лаишевском районе Татарстана. По словам Старостина, МАК ежедневно принимает и отправляет по пять бизнес-рейсов. Он согласен с Каюмовым, что близость аэродрома КАПО может быть привлекательным фактором.