Минус час в неделю на посты и лайки

Российская экономика потеряла 281,7–311,5 млрд руб. из-за социальных сетей, подсчитали аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК
Bloomberg

В оценках эксперты исходили из того, что к концу 2012 г. число россиян – пользователей социальных сетей достигло 51,8 млн человек (хотя есть и более высокая оценка – 57,8 млн). По данным исследования СomScore, в 2012 г. россияне проводили в социальных сетях в среднем 25,6 минуты в день (12,8 часа в месяц), в том числе и на работе.

Как объяснил «Ведомостям» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, эксперты исходили из предположения, что на работе и дома пользователи проводят примерно равное время.

Согласно расчетам ФБК, за 2012 г. каждым активным пользователем социальных сетей рабочего времени было потеряно 3187,2 минуты, или 53,1 часа (чуть больше часа в каждую неделю года). Аналитики ФБК рассчитали нижнюю и верхнюю границы потерь от переключения интересов работников, исходя из структуры использования соцсетей в разных отраслях и по средним значениям для экономики в целом: в нижней границе размер экономического ущерба составил 281,7 млрд руб., в верхней – 311,5 млрд руб.

«Конечно, это примерная оценка. Для того чтобы назвать точные цифры, необходимо детализированное исследование аудитории социальных сетей, данные о времени, проведенном в них представителями каждого сегмента аудитории, данные о размере заработных плат таких работников и т. д., – продолжает Николаев. – Тем не менее наша оценка позволяет судить о масштабе потерь».

По его мнению, нецелевое использование рабочего времени влечет за собой вполне определенные экономические потери: работодатель фактически оплачивает сидение работника в соцсети.

Оценивая структуру использования соцсетей работниками разных отраслей, эксперты ФБК приходят к выводу, что наибольший экономический ущерб причинили те, кто трудится в сфере финансов и операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (67,9 млрд руб.), на втором месте работники образования (39,8 млрд руб.), на третьем – государственного управления и обеспечения военной безопасности и социального страхования (36,6 млрд руб.). Самые незначительные экономические потери – от активных в соцсетях россиян, занятых сельским и лесным хозяйством (0,9 млрд руб.). «Согласно некоторым (небесспорным) исследованиям, это ведет к существенному снижению производительности труда – чтобы восстановить производительность труда после перерыва, необходимо более 20 минут, а такие потери измерить вообще трудно», – отмечает Николаев. «Относительно аналогичных оценок по США и Великобритании в России экономические потери от соцсетей выглядят не такими уж большими (ежегодные потери экономики США от социальных сетей оцениваются в $650 млрд). Но если сравнивать с некоторыми расходными статьями федерального бюджета, российские потери очень велики. Они сравнимы с годовыми ассигнованиями на поддержку транспорта или половиной расходов федерального бюджета на образование», – отмечает Николаев.

С подходом коллег в оценке роли соцсетей не вполне согласен гендиректор компании «Экопси консалтинг» Павел Безручко. Он напоминает, что сегодня многие компании имеют страницы в соцсетях, к тому же рекрутеры, рекламщики, представители других отраслей бизнеса активно используют соцсети для общения с партнерами и для поиска новых клиентов. Эксперт считает, что перекрывать доступ к соцсетям в этих случаях просто глупо. На его взгляд, блокировать соцсети в отраслях, где в подобных коммуникациях нет особой нужды, также не стоит. «Вы перекроете каналы в рабочей сети – люди выйдут в соцсеть через телефон или планшетный компьютер, – считает Безручко. – Если люди не хотят работать, они работать не будут, вместо общения в соцсетях будут читать книгу или вышивать крестиком». Он советует увлекать людей работой, с тем чтобы им не хотелось терять рабочее время на развлечения.

«В «Нордеа банке» доступ к социальным сетям для сотрудников ограничен, предоставляется только тем, кому эту нужно для работы. Например, сотрудникам, отвечающим за коммуникации, которые должны находиться в онлайн-доступе на корпоративных страницах в соцсетях, маркетологам и некоторым другим», – поясняет Ирина Левитина, начальник центра корпоративных коммуникаций.

Заместитель гендиректора «Базэла» Виктория Петрова скептически относится к расчетам ФБК, она уверена: подавляющее большинство интернет-пользователей пользуются соцсетями не на работе. «Все крупные компании давно уже блокировали доступ к соцсетям с корпоративных компьютеров», – уверена она. Сама Петрова с удовольствием интересуется новостями и обменивается информацией с коллегами и друзьями посредством соцсетей, но только в нерабочее время.

«Конечно, доступ к отдельным страницам и ресурсам безусловно регламентирован и согласовывается с учетом функционала и статуса каждого отдельного сотрудника в компании, – говорит директор по персоналу группы Optima Ольга Жердева. – Но для тех сотрудников, кто ежедневно использует интернет в профессиональных целях, никаких ограничений у нас нет. Мы, напротив, поощряем интерес к новостям о проектах и достижениях компании, а потому зачастую обсуждение и перепосты публикаций и новостей о компании происходят прямо в режиме online».

«Мы не контролируем присутствие сотрудников в социальных сетях напрямую, на практике это невозможно, – считает Юлия Смирнова, директора по персоналу Reckitt Benckiser в России и СНГ. – Но, естественно, стараемся объяснить сотрудникам, что существует конфиденциальная информация о деятельности компании или их должности, которую запрещено размещать для публичного доступа даже на профессиональных ресурсах и личных страничках».

Гендиректор компании Kelly Services Екатерина Горохова считает глупостью ограничивать доступ к соцсетям: «В нашем – рекрутинговом – бизнесе соцсети позволяют находить кандидатов на вакансии, изучать информацию о них, получать рекомендации о них от их коллег и работодателей». Горохова не считает нужным жестко контролировать, чем именно сотрудники занимаются в соцсетях: в конце концов важен результат их работы.

В самой компании ФБК доступ сотрудников к соцсетям не запрещен. Николаев полагает, что работодателям совсем не обязательно технически блокировать соцсети, но считать время, проведенное работниками на этих сайтах, необходимо, тем более что с технической точки зрения это несложно: «Работодатель должен знать, чем занимаются в рабочее время его подчиненные». Эксперт уверен: понимая, что их контролируют, работники вряд ли лишний раз откроют страницу соцсети.