Интернет притормозил

Российский рынок широкополосного интернет-доступа рос в первой половине 2013 г. необычно медленно: пользователей стало больше, чем годом ранее, всего на 10,8%

Интернет-вклад. 9%

прибавила выручка ТТК в 2012 г. (27,1 млрд руб. по МСФО). Вклад ШПД составил 19%. Активные инвестиции в ШПД снизили чистую прибыль компании (0,7 млрд руб. против 1 млрд руб. годом ранее), но в 2013 г. этот бизнес станет генерировать больше прибыли, которая уравновесит амортизационные вычеты, надеется Сотник.

В конце июня 2013 г. в России насчитывалось 26,32 млн домохозяйств, подключенных к фиксированным сетям широкополосного доступа (ШПД), или 48% от их общего количества, – таковы предварительные данные iKS-Consulting. За год с июня 2012 г. пользователей фиксированного ШПД стало больше на 10,8% – это самый низкий прирост абонентской базы за весь период, в течение которого iKS-Consulting отслеживает динамику рынка, признается партнер этой компании Константин Анкилов. Год назад прирост к аналогичному периоду предшествующего года составлял 17,5%, а два года назад – 22%. По мере насыщения рынка подобные антирекорды будут повторяться от квартала к кварталу, не сомневается Анкилов. За весь 2013 год количество российских абонентов ШПД увеличится на 7,5%, ожидает он, а в 2014 г. – на 5%.

В будущем, по мнению Анкилова, у операторов фиксированного ШПД есть два пути развития. Первый – экспансия в небольшие населенные пункты, где пока слабо развита кабельная инфраструктура и зачастую единственный провайдер – «Ростелеком». Второй – повышение среднего счета уже подключенных абонентов (сейчас составляет 358 руб. в месяц) с помощью таких дополнительных услуг, как онлайн-продажа и аренда ПО (например, антивирусов) и IP-телевидение. В первом полугодии 2013 г., по оценке iKS-Consulting, база подписчиков интернет-ТВ в России выросла к уровню годичной давности на 45% до 3,02 млн. А средний по России месячный платеж за IP-телевидение составляет 172 руб., т. е. подписчики ШПД и IP-ТВ платят почти в 1,5 раза больше, чем пользователи только интернета.

Путь региональной экспансии выбрал, в частности, «Транстелеком» (ТТК), отчитавшийся вчера за прошлый год (см. врез). В 2012 г. он расширил базу пользователей ШПД на 144% до 1,05 млн домохозяйств, заняв второе место (после «Ростелекома») в общем приросте рынка, рассказал первый вице-президент ТТК по экономике и финансам Вячеслав Сотник. В конце 2011 г. ТТК работал в 94 городах, а спустя год – уже в 181, в том числе в 10 миллионниках и 21 городе с населением свыше 500 000 жителей. Таким быстрым расширением бизнеса ШПД компания во многом обязана поглощениям: в частности, в 2012 г. она приобрела «Электро-ком» (обслуживает более 200 000 домохозяйств). В этом году сделки тоже планируются, сказал президент ТТК Артем Кудрявцев: например, недавно совет директоров компании разрешил менеджменту приступить к due diligence оператора FreshTel, владеющего частотами 3,5 ГГц для беспроводного ШПД в 75 регионах России. Цель ТТК – к 2015 г. увеличить количество пользователей ШПД до 2,38 млн абонентов; это будет соответствовать, по расчетам оператора, 15% рынка в регионах. Сейчас подключенные к сетям ТТК домохозяйства платят чуть больше 300 руб. в месяц.

Увеличивать средний счет помогают, например, тарифы с более высокими скоростями доступа, чем были доступны абоненту ранее, говорит сотрудник пресс-службы «Ростелекома» (№ 1 на российском рынке ШПД). Наибольший дополнительный вклад в доходы от абонента вносит, по его словам, интерактивное ТВ (до 30–35% в составе пакета услуг), далее идут контентные услуги (антивирусы, развлечения, софт, игры). С 2011 г. выручка от интерактивного ТВ и количество его подписчиков у «Ростелекома» утроились.

В Москве рынок ШПД близок к насыщению и будет развиваться за счет перетока абонентов от оператора к оператору, но в регионах до насыщения далеко, уверена пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. Инструментом повышения среднего счета от ШПД она называет IP-ТВ. МТС одновременно и расширяет географический охват услуг ШПД, и повышает качество доступа за счет оптических линий, и наращивает доходность абонентов за счет платного ТВ, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников. Около 30% пользователей выбирают провайдера, ориентируясь на качество его ТВ-контента, утверждает он.