Правила игры: Серые зарплаты, неформальная занятость и борьба с ними

Недавно глава Министерства труда РФ Максим Топилин сообщил, что его ведомство готовит документ о легализации зарплат, который увидит свет в 2014 г. В документ должны войти меры по запрету оплаты труда наличными, запрету на получение кредитов в банках для людей, которые не платят страховые взносы, а также привязке будущих пенсий к трудовому стажу и размеру официальной зарплаты. Судя по заявлению министра в прессе, проблему серых зарплат не решить без изменения позиции гражданского общества: необходимо воспитывать в людях нетерпимость к этому явлению.

Сейчас, по оценкам Росстата, 20 млн россиян работают в тени (против 48 млн в формальном секторе). Запреты на расчеты наличностью и просвещение населения о связи размера пенсии и облагаемой социальными налогами зарплаты в какой-то мере ситуацию, наверное, улучшат. Однако эффективно решить проблему теневой занятости можно лишь путем ликвидации причин, побуждающих компании и предпринимателей к неформальному найму рабочей силы и выплате зарплат в конвертах.

Среди экономистов, изучающих рынок труда в разных странах, уже давно сложилось определенное мнение, что бремя государственного регулирования является основной причиной сдвига экономической активности в тень. Более конкретно - затраты на труд, прямые или косвенные, побуждают предпринимателей к использованию неформального труда или практики серых зарплат.

Прямые затраты в первую очередь вызваны бременем социальных налогов и налогов на фонд оплаты труда (ФОТ). На данный момент в России работодатель платит официальных отчислений не менее 34% от ФОТ. О том, что это чрезвычайно много, говорилось, например, в дискуссиях рабочей группы по труду и занятости при подготовке саммита Civil 20, прошедшего в июне в Москве. По некоторым оценкам, лишь уровень в 15% можно считать необходимым для полного избавления от феномена серых зарплат.

Истинным бичем предпринимателя в России, однако, являются скрытые налоги - расходы на бюрократию, неэффективную инфраструктуру и коррупцию - все то, что можно описать термином «легкость ведения бизнеса». Ровно так же, как цена чашки кофе зависит от зарплаты охранника кафе (которого приходится нанять, так как полиция работает неэффективно, - см. колонку Константина Сонина «Конкретные институты»), размер зарплаты работника напрямую зависит от издержек, которые несет работодатель, действуя формально. Уход в тень - это уход от бремени налогов, в том числе и скрытых. Уводя не только зарплаты, но и выручку в тень, компании снижают налоговую базу, в том числе ту, на которой могут поживиться коррупционеры.

Проблему серых зарплат и неформальности можно будет полностью решить лишь тогда, когда вести бизнес в России будет действительно легко. Политика же ослабления контроля над бизнесом сейчас представляется власти небезопасной: уверенный в своих силах предпринимательский класс будет нетерпим не только к серым зарплатам, но и ко многим другим явлениям.